4 ноября в концертном зале им. Каца состоялся первый из трех концертов музыкального фестиваля «Денис Мацуев представляет: диалог поколений».
Фестиваль проходит в 16 регионах России, его идея – соединить на одной сцене молодых звезд с отечественными мастерами исполнительского искусства. В программе фестиваля – целая россыпь юных талантов, лауреатов конкурсов им. Чайковского, Рахманинова, «Синяя птица», фонда «Новые имена».
На сольном концерте, открывшем фестиваль, Денис Мацуев продемонстрировал виртуозное владение сразу несколькими музыкальными жанрами. Из рокового, правда, на концерте было только роковое стечение обстоятельств: во-первых, назначенную месяцем раньше программу пришлось перенести – все ее участники во главе с автором заболели. Во-вторых, за 17 минут до начала долгожданного концерта, в здании сработала пожарная сигнализация, поэтому зрителям и участникам пришлось покинуть помещение. Все обошлось и нисколько не расстроило маэстро. Наоборот, ситуация только взбодрила, придала сил и вполне соответствовала фирменному, очень быстрому музыкальному темпу игры и, по всей видимости, темпу жизни музыканта, который он назвал «мацуиссимо».
Новосибирской публике, с которой, по словам пианиста, у него многолетний роман, Денис Мацуев представил новую программу классических произведений. В аскетичной сценической обстановке – на сцене находился только подсвеченный рояль, прозвучали неистовая «Апассионата» Бетховена, виртуозно-инфернальная Соната-фантазия Листа «По прочтении Данте», три акварельные пьесы из цикла «Времена года» Чайковского. Изысканно-терпкая 8-я соната Прокофьева – это новые горизонты, которые с особым трепетом и уважением открывает для себя пианист. Запланированной программой зрители, разумеется, не удовлетворились и три раза бурно требовали продолжения. В последнем произведении на «бис» маэстро соединил классику с джазом, неожиданно использовав для джазовой обработки известные темы Грига. Тут нашлось место и для фирменного «мацуиссимо», и для невероятно прозрачного и отчетливого пианиссимо, а от бурного фортиссимо, казалось, может подломится ножка рояля – такое однажды случилось в исполнительской практике Мацуева. Жаль, что для столь виртуозного и мощного исполнения он пока не придумал специального музыкального термина (ждем, с чувством юмора у Дениса все в порядке). С последним аккордом пианист буквально оттолкнулся от клавиш и взлетел навстречу восторженной публике, которая все аплодировала и аплодировала стоя, не желая расставаться с виртуозным и чувственным музыкальным миром, который подарил им Денис Мацуев.
Ольга Рахманчук