С 6 по 12 ноября Новосибирский государственный театральный институт принимает у себя II Всероссийский фестиваль «Первая сцена». Молодежные театральные коллективы Новосибирска и Новосибирской области, Барнаула, Кемерово, Владивостока, Екатеринбурга представляют свои работы на суд профессиональных зрителей и коллег, которые, по словам ректора института Василия Кузина, все друг друга любят и относятся с добром, теплотой и восхищением.
Редакция портала «Культура Новосибирска» побывала на одном из спектаклей фестиваля – рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда», поставленной режиссером-педагогом Павлом Южаковым со своими воспитанниками, студентами 3 курса театрального института.
Для поколения, чья молодость прошла в 70-е, эта всемирно известная рок-опера была культовой. Блестяще соединив рок с классикой, она стала началом эры рок-опер. Оперу неоднократно переписывали на ленточных магнитофонах, экранизировали, ставили на разных сценах.
Вот и Павел Южаков решил: «А не замахнуться ли нам на Эндрю Ллойда, нашего, Уэббера». Он давно вынашивал эту идею, но смог воплотить только сейчас, когда для этого подобрался на редкость поющий курс. Сразу нужно предупредить фанатов эталонного вокального исполнения: специализация ребят – «Артист драматического театра и кино». Хотя вокал не их профиль, их обучают актерскому пению прекрасные и опытные педагоги, и это приносит свои плоды. Однако на этот спектакль стоит идти не столько за вокалом, который, несомненно, присутствовал, а ансамблевое многоголосье было прекрасным и чистым, сколько за молодой энергией, интересной режиссурой, роскошной музыкой и достойным театральным экспериментом.
Фишка спектакля в том, что в нем играет и поет абсолютно весь курс Павла Южакова. И это – основа спектакля. Здесь каждая деталь, каждый участник имеет значение, как в мозаичном панно – пропадет один элемент – посыплется весь рисунок. Актеры существовали на сцене одновременно, образуя общую плоть, фактуру, некую единую пластичную субстанцию. Субстанция непрерывно жила, двигалась, перетекала, закручивалась в потоки, напоминая детскую игру «Море волнуется раз».
В определенный момент сюжета субстанция формировалась и вылепливалась в выразительную символическую картину – статическую или динамическую, которая подчеркивала, объясняла, усиливала смысл или подтекст происходящего. Сцена тайной вечери, например, воспроизвела ее каноническое изображение в картинах великих мастеров изобразительного искусства; в сцене издевательства Ирода над Иисусом субстанция превратилась в послушных воле деспота марионеток; мятущийся Иуда, осознавший весь ужас совершенного им предательства («..зачем ты выбрал меня?!»), продирался сквозь сплетенные руки-заграждения, за которыми остался плененный Иисус и все надежды на прощение. Из субстанции органично отпочковывались основные персонажи истории. И тут зрителей слегка озадачивал еще один эксперимент: режиссер размножил главных героев: три Иисуса, три Иуды, три Марии Магдалины (и далее по списку) на равных условиях сосуществовали на сцене – независимо от пола и диапазона голоса. Есть несколько версий для объяснения этой режиссерской задумки: желание подчеркнуть многозначность образов персонажей, мудрый ход для распределения вокальной нагрузки в очень сложных вокальных партиях, или все тот же прием многосоставного мозаичного панно.
Какими бы ни были режиссерские мотивы, стоит отметить: цельность режиссуры, тонкие и глубокие находки, костюмы, свет, потрясающая музыка и увлеченность ребят заставляли забывать, что мы смотрим ученический спектакль с непрофессиональными вокалистами. Местами происходящее пробирало и цепляло по-взрослому. Отдельный респект – пианисту. Человек-оркестр Сергей Коробейников не давал зрителям шанса заметить, что все музыкальное сопровождение сложнейших партий обеспечивает одно фортепиано и, для соблюдения рок-стилистики, электрогитара.
Стоит признать, что рок-опера 50-летней давности вряд ли известна современной молодежи. По молодому зрителю в зале было заметно, что библейская история в роковом варианте стала для многих открытием. Уходя со спектакля, ребята оживленно обсуждали, что надо бы послушать рок-оперу еще разок. Такая музыка вечна и никогда не стареет, просто интересы смещаются. Павлу Южакову отдельное спасибо, что дал возможность своим студентам и зрителям прикоснуться к легенде.
Ольга Рахманчук
Фото: Валентин Копалов