Была лишь музыка: Элизбар о сказках и мире, поделенном на две половины

Все авторские колонки

Каждый человек выбирает, на какой он стороне. Но каждый, независимо от выбора, хочет удовлетворения от жизни, признания себя и своих заслуг, жаждет любви и понимания. И все едины в одном: что-то в этом мире идет не так. Великая депрессия овладевает душами людей.

Кто-то пьет антидепрессанты, кто-то впадает в алкогольную зависимость, кто-то становится клиентом психотерапевтов. Тот же, кто посмеет сказать: «Я счастлив!» — становится посмешищем всех и вся.

Элизбар — один из них. Кто он? Музыкант? Волшебник? Сказочник? 

Пришел в музыку в 20 лет. Без музыкального образования поступил на струнное отделение в класс виолончели. Играть на арфе начал в 30-ть. Музыкант-мультиинструменталист. В его музыкальной коллекции более 200 инструментов. Элизбар называет ее лабораторией музыкальных тембров. Самый любимый инструмент, наиболее полно отражающий его внутреннюю природу и природу музыки, — арфа. Ее звуки помогают ему перенести себя и слушателей в удивительные состояния, времена и пространства. Это так называемый трамплин, посредством которого можно очутиться в сказочном мире, пронизанном божественными звуками.

В Новосибирске начались съемки документально-художественного фильма «ИЗ СКАЗКИ ВЪ ЯВЬ» о «путешествии в музыку». Одним из героев фильма стал Элизбар, который сейчас находится в юбилейном туре по Сибири. О чем нам расскажет фильм? Конечно, о музыке! Авторы проекта расскажут, как влияет музыка на каждого из нас.

20250405_210622_a91_11_36_03972.jpgФото: Виктор Дмитриев

Многие ассоциируют тебя с героями Толкина. Его мир тебе близок? Когда ты впервые с ним соприкоснулся — узнал его в себе? Или открыл нечто новое, притягательное?

Я прочитал трилогию, когда мне было лет двадцать и, конечно, узнал эту сказку в себе. Я с ней срезонировал настолько, что начал действовать незамедлительно, я создал группу и назвал ее словом из эльфийского языка, который был придуман Толкином.

Группа получилась чудесная, потому что «Ann’Sannat» в переводе означает «сказки, рассказанные музыкой», или — «песенные сказания эльфов». Мы начали играть музыку, которая сама является музыкальным «сказительством», сама рассказывает сказки.

Я был счастлив, когда прошел лабиринт этой удивительной сказки, поняв и осознав множество уроков. Ведь сказка запускает невероятный механизм внутренней трансформации. Это как у Ричарда Баха: «То, что гусеница называет концом света, Мастер назовет бабочкой».

Ребенок проходит сказку — он ее пережил, пропустил через все свои органы восприятия мира, и он победил в этой сказке, вместе с главным героем света. У Толкина это Фродо, и читатель вместе с ним преодолевает все тяготы и невзгоды. Он побеждает вместе с ним! Он побеждает и нечто, что было внутри. И это нечто — часть психической энергии — высвобождается, наступает гештальт, завершается образ. Поэтому так важно читать детям сказки, где побеждает свет.

Слушая арфу, даже самый грубый и циничный человек на минуту задумается, остановится. А душа хорошего человека воспарит, расцветет, воссияет.

20250405_204512_a91_11_36_03569.jpgФото: Виктор Дмитриев

Музыка гармонизирует. Есть четыре стихии: огонь, воздух, земля и вода. Например, инструменты земли — это басовые инструменты и барабаны. То, что приземляет. Инструменты воздуха — флейты, как наивысшее развитие, — орган. Они возносят, уносят, дают возможность воспарить. К стихии огня относятся медные инструменты: трубы, саксофон. А инструмент стихии воды — арфа. Предназначение воды — омывать, очищать, заживлять, успокаивать. Так и звучит арфа. Звук ее словно протекает сквозь нас, унося в своих водных вибрационных потоках наши тревоги, заботы, страхи.

i-yMB__0g3E.jpg

Значение музыки для человека переоценить невозможно. Еще древние заметили, что музыка арфы целебна. В храмах Древней Греции — асклепионах — люди слушали игру на арфах, лирах, при этом им читали поэзию. В Библии, в книге пророка Самуила, описывается интересная история царя Саула. Ему рекомендовали слушать арфиста. И когда Давид, в то время простой пастух, играл на арфе, Саулу становилось отраднее и лучше. Заметьте, царь слушал арфу, а не флейту, например. Потому что именно арфа избавляет от всего ненужного на эмоциональном уровне.

Человек изначально настроен как инструмент. Он звучит гармонично, но со временем его эмоции, чувства как бы расстраиваются и начинают диссонировать, то есть звучать фальшиво. Редко какой человек находит методику самонастройки или позволяет это сделать другим.

PZIbEqKTbH2RIu-pgzceztt1FpcNZ7Do5L7FtcwTvJzS8iAWvti0bsmEHnHn90Pe8kIUJ3HS7WJXzrCPZVGGwivi.jpg

Множество мифов и легенд рассказывают нам о свойствах арфы. Считалось, что на арфе мог играть лишь тот, кто обладает волшебным даром исцеления и пророчества. Так, существовал своего рода экзамен для бардов (странствующих поэтов и певцов): надо было найти и применить «три благородных натяжения», способных вызвать глубокий сон, слезы и смех.

Инструмент применялся в разных культурах для успокоения и гармонизации. Арфа отличается от других инструментов тем, что к ней в буквальном смысле можно прижаться. Ощутить ее всем телом. Еще немаловажно, что арфа — инструмент открытых струн. То есть они свободно вибрируют, их не пережимают, как в случае с гитарой. Струны арфы имеют непосредственный контакт с руками музыканта. Свободное биение, вибрация струн арфы создают особый эффект. Звук рассыпается обертонами, которые окутывают нас вибрациями.

1000034256.jpg

Каждая живая клетка, каждый атом имеет свою ноту, ритм и даже мелодию, все звучит, «волнит», вибрирует и резонирует с чем-то. И человек тоже звучит. Но каким бы хорошим ни был музыкант, инструмент рано или поздно расстраивается, и музыку становится невозможно слушать. У каждого человека есть «развинченные», расстроенные части, которые требуют настройки. 

Наталья Берязева

Фото: архивы пресс-служб, alizbar-harp.com, Виктор Дмитриев