Где учиться прокурору? Из жизни новосибирской Детской школы искусств № 29

Все авторские колонки
В самом центре шумного города, в плотном массиве офисов и бизнес-центров вывеску Детской школы искусств № 29 не сразу и заметишь. Здесь всегда царит атмосфера дружелюбия и безграничного творчества. Сюда съезжаются юные и взрослые ученики со всего города, потому что у школы репутация учреждения высокого качества образования и насыщенной творческой жизни. О том, как она протекает и в чем секрет ее успешности, мы поговорили с директором школы Валерием Анатольевичем Артюшиным, заместителем директора по учебной работе Светланой Алексеевной Исаевой, заместителем директора по методической работе Ириной Сергеевной Гусевой.

Ваша школа – одна из старейших в Новосибирске. Как все начиналось?

Валерий Анатольевич: В 2023 году мы отпраздновали 75-летие нашей школы, история которой началась в 1948 году, когда была создана дирижерско-хоровая студия для взрослых. Она размещалась в деревянном купеческом домике на Щетинкина, 66: 165 квадратных метров, всего 7 классов, печное отопление, удобства на улице. В 1970 году ее преобразовали в музыкальную школу для взрослых. Действовала она на принципе самоокупаемости, и в Советском Союзе было всего две таких школы – наша в Новосибирске и еще одна в Одессе. Желающих учиться было очень много: старшие школьники, студенты, взрослые, был огромный конкурс, школа работала без выходных.

Что представляет собой школа сегодня? Кто здесь учится?

Мы и сегодня единственная школа дополнительного образования в Новосибирске, где есть платное отделение для взрослых учащихся. Бывает же, что какие-то обстоятельства помешали одаренному человеку учиться в детстве. А в зрелом возрасте хочется восполнить недополученное, реализовать себя в творчестве. И куда ему идти? К нам, в 29 школу! Программа, в рамках которой проходят образовательные мероприятия для взрослых, так и называется «Мечта».

Наши «взрослые дети» проходят полный образовательный цикл – 5 лет, включая музыкально-теоретические предметы. Некоторые осваивают по несколько учебных программ: одну заканчивают, другую начинают. Или совершенствуются в одном виде творчества – например, у нас есть очень одаренная ученица, которая уже больше 15 лет занимается вокалом!

Работа со взрослыми – это особая ответственность, ведь среди наших учащихся преподаватели вузов, доктор экономических наук, два кандидата наук и даже прокурор Центрального района.

После окончания школы взрослые выпускники с нашими свидетельствами об освоении образовательной программы, как и выпускники-дети, поступают в профильные учебные заведения.

Правда, взрослые у нас обучаются только на музыкальном отделении, а дети обучаются еще и на художественном, хореографическом и общеэстетическом отделениях.

1. деревянное здание_page-0001.jpg Первое здание школы в Новосибирске

В вашей школе какое-то нереальное количество лауреатов самых разных конкурсов, наград, участие в телевизионных конкурсах и т. д. Поделитесь?

Нам в самом деле есть чем гордиться. Наши учащиеся – звезды телепроектов «Голос. Дети», «Синяя птица», «Герои с нашего двора» и множества других. Победительница 4 сезона вокального конкурса на телеканале «Россия 1» «Мы вместе» Варвара Убель, наша выпускница, сейчас выступает с лучшими джазовыми коллективами страны.

Количество завоеванных наград конкурсов от городского до международного уровня ежегодно исчисляется сотнями, больше трети – награды высшего уровня: гран-при, дипломы лауреата 1 степени или за 1 место.

Наша особая гордость – дельфийские медали. Дельфийские игры в искусстве – своеобразный аналог олимпийских игр в спорте, так что даже прохождение регионального отбора для включения в сборную области – это уже высший пилотаж, а медали – результат для обычной школы искусств просто фантастический. И тем не менее с дельфийских игр мы привезли уже 15 медалей: 5 золотых, 4 серебряных и 6 бронзовых. Но самый, на мой взгляд, значимый показатель – это количество выпускников, поступающих в профильные учебные заведения, то есть людей, избравших искусство своей профессией. В процентном соотношении оно у нас самое большое из всех школ – в среднем около 30 процентов. Это серьезный показатель результативности. Значит, государство не зря вкладывает в нас деньги. Ведь обучение в сфере искусства – это для бюджета удовольствие весьма дорогостоящее.

5192804663219584615.jpg

У вас мощный педагогический состав. Как удалось его создать и «застолбить»?

Педагогический коллектив у нас исторически сильный. В самом начале пути в школе преподавали педагоги музыкального училища (сейчас это колледж имени Мурова) и консерватории. Они создали хорошие, прочные традиции. И сейчас наш коллектив великолепный: профессиональный, творческий, успешный. Конечно, он постоянно обновляется – 2-3 человека каждый год приходят к нам работать. Остаются те, кто готов разделить наши ценности, – они видят, что здесь нет равнодушных людей, что здесь педагогика высшего пилотажа. Кто-то понимает, что это не его путь, а кто-то проникается нашим миропониманием и становится частью коллектива.

Светлана Алексеевна: Важно упомянуть, что все наши преподаватели в хорошем смысле амбициозны. Им интересно вести наших детей к высоким результатам. И в этом большую роль играет личный пример: все они успешно участвуют в профессиональных конкурсах, все играющие, поющие, рисующие зажигают детей собственным примером.

 5192804663219584610.jpg

Вы упомянули про ваше внутришкольное миропонимание и музыкальную педагогику. Они какие-то особенные?

Валерий Анатольевич: Наши преподаватели работают и с детьми, и со взрослыми, это непросто. Но взрослые уже мотивированы, а вот маленьких детей часто просто приводят родители. И нам важно заинтересовать ребёнка так, чтоб у него глазки загорелись. Всегда акцентирую эту мысль: урок тогда получился, когда ребёнок прибегает домой и занимается, занимается, не оторвать – играет, поет, рисует, танцует, он хочет сделать так, как показал педагог. Вот когда удается вдохновить ребенка, зацепить какой-то сказкой, образом, историей, важно уловить этот момент, дать понять, что и он так сможет! Каждый урок надо находить что-то новое, чтобы поддержать интерес и желание учиться! Тут очень важно быть психологом и ориентироваться на индивидуальность. Все дети разные. Если педагог умеет настроить, заинтересовать, ребенок быстрее осваивает программу и легко опережает положенный по классу обучения репертуар. Знание возрастной музыкальной психологии и педагогики – это один из главных принципов успеха.

5192804663219584612.jpg 

Пытаюсь из услышанного сформулировать вашу формулу успеха: общие ценности, личность, профессионализм и амбиции педагога, владение детской психологией и педагогикой. Что еще важно?

Мы говорили про участие в разных конкурсах, это еще один важный компонент и побудительный мотив! Пусть ребенок просто поучаствовал в конкурсе, мы уже говорим: «Слушай, какой ты молодец, пусть пока ты не занял высокого места, но участие в конкурсе – это так здорово»! Ребенок уже загорелся, чувствует, что им гордятся, хочет попробовать еще и добиться успеха!

На школьных конкурсах мы всегда стараемся поощрить участников какими-то небольшими призами, это всегда настроение поднимает. Любой позитив – это мощная мотивация. У нас много школьных фестивалей и конкурсов: по сольфеджио (предмет непростой, интересные задания и призы помогают его осваивать с удовольствием), по фортепиано, гитаре, вокалу, конкурсы рисунка… Важно, чтобы даже у не слишком успевающего ребёнка была возможность показать себя, в том числе выйти на сцену, почувствовать себя артистом. Потому что есть дети профессионально ориентированные, им школьные конкурсы неинтересны, а есть дети, которые для общего развития занимаются. Они, скорее всего, не пойдут в профессию, но с нашей помощью станут культурными людьми.

 7. чиполлино_page-0001.jpgСпектакль «Приключения Чиполлино» 

Вот это больная тема. Далеко не каждый ребенок хочет выбрать свою профессию в сфере искусства. Я сама это прошла, как мама. Мою очень музыкальную от природы дочь просто выжимали в музыкальной школе, пытаясь сделать из нее «конкурсного» ребенка. Она полтора года прорыдала за фортепиано, в итоге бросила школу и больше на пушечный выстрел не подойдет к инструменту. Уверена, это повсеместная проблема. У вас есть какая-то разница в качестве образования и подходах к обучению к детям, цель которых общее развитие?

Ирина Сергеевна: Относительно качества преподавания хочется надеяться, что различий нет. А в подходах есть, конечно. Каждый педагог знает своих учеников, знает отношение к образованию в семье. В зависимости от этого либо помогает направить ребёнка к профессии, либо ставит целью приобщение к прекрасному. Например, наш образцовый хореографический коллектив «Страна чудес». В нем более 70 участников, хореография, конечно, не обязательно станет их специальностью, но ребенка ждет интересная жизнь: конкурсы, поездки, разные города, общение, выступления, культурная программа – это же здорово! И хотя это весьма затратные мероприятия, родители готовы в них финансово участвовать.

Многие дети увлекаются хореографией настолько, что сознательно готовятся сделать ее профессией, за последние 12 лет более 30 наших учащихся разлетелись в Казань, Москву, Санкт-Петербург, Красноярск, Пермь, этим летом наш ученик поступил в Академию Русского балета имени А. Я. Вагановой в Петербурге. Мы все время плачем горькими слезами, потому что у нас лучшие ученики средних классов поступают в хореографические училища, но ведь мы для этого и работаем – чтобы дети могли реализовать творческий потенциал. Конечно, школьные постановки слабеют, теряя солистов, зато на телеканале «Культура» прошел сезон телеконкурса «Большой балет» с нашей бывшей ученицей, теперь солисткой НОВАТа Соней Чусовковой. И такая гордость за наших преподавателей и учащихся!

2_диплом_50_лучших_школ_искусств_России_page-0001.jpgДиплом победителя Общероссийского конкурса «50 лучших детских школ искусств России»  

Как я понимаю, в вашем мотивационном перечне одним из важных пунктов является выход ребенка на сцену, возможность показать, что он умеет, чему научился, почувствовать себя артистом.

Светлана Алексеевна: Абсолютно верно. У нас много разных программ: «Мастера культуры – детям» – живое общение известных исполнителей с детьми, «Помощь городу» – концерты в социальных, образовательных и культурных учреждениях города, «Проект-проект» с большим количеством имиджевых проектов, летние профильные смены, фестивали… Есть уникальная программа «Я – Артист!». Идея постановки школьных спектаклей принадлежит нашему директору, Валерию Анатольевичу. Вначале это были мюзиклы, в основном адаптации известных детских мюзиклов, а сейчас взят курс на «авторский спектакль» – эксклюзивный продукт, который создается в школе от первого до последнего звука – от клавира до видеозаписи готового спектакля. Сейчас это 2 балета на музыку нашего преподавателя Инны Славкиной – «Приключения Чиполлино» в 2017 году, потом «Айболит» в 2024 году. Наши балеты видели во многих городах страны, они завоевали десятки дипломов и стали нашей визитной карточкой. Но главное, работа над постановками объединяет в одном творческом порыве преподавателей, детей всех возрастов, родителей. В следующем 2026 году собираемся поставить мюзикл «Дюймовочка», предвкушаем, как снова хореографы будут ставить балетные сцены, вокалисты работать с солистами, художники создавать декорации… Это удивительный процесс.

Валерий Анатольевич: Если вернуться к первоначальной идее, то хореографы-постановщики стараются вывести на массовые сцены абсолютно всех детей отделения. Пусть в третьей линии, пусть подготовишки, но они на сцене, как настоящие артисты! Им интересно! Они в ярких костюмах, они включены, они смотрят, как работают старшие и тянутся за ними. Все, чему научился ребенок, он может публично проявить. А полный зал тепло настроенных зрителей – поддержит. Это и есть стимул для дальнейшего продвижения в любом исполнительском жанре. А еще мы видео спектаклей выкладываем в сети, на сайте. Сознание того, что тебя может увидеть весь мир, тоже огромный стимул!

Светлана Алексеевна: В нашей школе учатся целыми семьями. Часто к нам последовательно по возрасту поступают братья, сестры, даже одновременно с родителями, которые поступают на платное отделение. Мамы говорят, что пошли учиться, чтобы ребенку помогать. У нас довольно много таких примеров, мы это тоже поощряем и поддерживаем.

 3. эмили синяя птица_page-0001.jpgУченица школы Эмили-Асиэйдуа Атуахина на телепроекте «Синяя птица»

Вы говорили, что эстетическое образование – вещь дорогостоящая. Хватает бюджетных денег?

Валерий Анатольевич: Спасибо государству и низкий поклон нашей уважаемой мэрии за то, что в принципе содержат эту систему дополнительного образования. У нас много индивидуальных занятий, где не как в группе – на несколько десятков человек один преподаватель. У нас на музыкальных специальностях на одного ученика – не только один преподаватель, а еще часто урок идет с концертмейстером. Поэтому себестоимость обучения достаточно высокая.

Мы бюджетное учреждение, конечно, есть проблемы: сложно с приобретением музыкальных инструментов, проведением ремонтных работ. В этом случае очень помогает школьный Попечительский совет. Он распределяет добровольные взносы родителей. Все траты школы прозрачны и контролируемы. Нужно понимать, что нам постоянно требуются расходные материалы и оборудование: музыкальные инструменты, струны, подставки, краски, мольберты и т.д. Инструменты нужны очень качественные, это дорого. У нас в школе есть рояль 1903 года выпуска. Steinway. Нам его сколько раз уже списать предлагали! Но мы нашли средства на реставрацию, очень помогли состоятельные родители, и теперь наши юные пианисты играют на инструменте уникального качества звучания. С помощью Попечительского совета и наших неравнодушных родителей заменили в концертном зале проектор и экран. Сейчас ищем партнеров для обновления аппаратуры школьной студии звукозаписи, которую в свое время оборудовали на средства гранта от клуба «Ротари».

 5 Убель и Басков_page-0001.jpgПобедительница 4 сезона вокального конкурса «Ну-ка, все вместе!» Варвара Убель

У меня возник вопрос о роли личности в истории. И роли лично вашей личности, Валерий Анатольевич. Мне кажется, она немаловажная, если не решающая. Вы сколько лет в деле?

В 29 школе я уже 40 лет. До этого 12 лет проработал в ДМШ №1, вначале педагогом, а потом заведующим народным отделением. В 1985 году меня назначили директором этой школы, которая тогда еще называлась областной музыкальной школой для взрослых.

После мытарств с поиском готового помещения для разросшейся школы было решено построить новую. Здесь, на ее нынешнем месте, были дома частного сектора. Бюджет выделил нам 50 тысяч рублей. Что на них построишь? Удалось заинтересовать наши власти предложением привлечь к строительству частный бизнес, выделить под бизнес-проекты землю и часть отдать под строительство музыкальной школы. Не буду углубляться в эту долгую историю, только хочу сказать спасибо Валерию Аркадьевичу Бродскому, который поддержал идею, Виктору Александровичу Толоконскому, который ее запустил, и Владимиру Филипповичу Городецкому, «под крылом» которого все строительство и шло. Крупный бизнесмен Виктор Юрьевич Борисовский расселил жильцов частных домов и построил школу.

В 2003 году мы въехали в это здание на Депутатской, 48, которое тогда казалось огромным. Но сейчас нам уже этих помещений катастрофически не хватает! Половина наших детей не является жителями Центрального округа, при поступлении конкурс 3-4 человека на место. Дети хорошие, а взять их по существующим нормативам мы не можем. Я тут приглядываю площадку рядом с оперным театром (улыбается), там деревья растут. Давайте там построим корпус, поверху пробросим проход… но это мечта. Пусть идея вызревает.

А насчет решающей роли руководителя… Всегда надо помнить, что руководитель один ничего не добьется, нужно найти людей, которые станут единомышленниками и будут слаженно и заинтересованно работать, понимая поставленные задачи и предлагая свои пути их решения. Если же видишь недоделки, небольшие проблемы, их надо спокойно проанализировать, осмыслить причины и потихонечку, дипломатично обозначить пути решения. Вот и все. Это очень просто.

Почти 40 лет вы у руля. Не надоело, не перегорели?

Я бы сказал наоборот, вроде только вчера начал! Столько еще идей! Всегда можно сделать что-то лучше. Остановился – уже отстал. Всегда интересно, что за поворотом. Появляются новые вызовы и новые вопросы: какими будут взрослые ученики – новые и те, кто уже многие годы не может с нами расстаться! Вопрос, где учиться прокурору, который осваивает в школе уже четвертую специальность, не риторический, а совершенно серьезный…

Словом, Детская школа искусств № 29 с ее прекрасным коллективом, талантливыми учениками, понимающими родителями – это такой мощный потенциал, который еще раскрывать и раскрывать.

Текст: Ольга Рахманчук

Фото из архивов Детской школы искусств № 29