Искусство, которое отправилось в путешествие

Все авторские колонки

makovski_08 (2) — копия.jpg

Русская живопись всегда была больше, чем просто визуальное искусство — это зеркало истории, эмоциональный архив целой страны, собранный из цветовых тонов и характеров. И вот, в Новосибирске открылась выставка, которая воплощает в себе дух времени, мастерство великих художников и неразрывную связь между прошлым и настоящим. «Репин, Шишкин, Айвазовский и другие. Шедевры русской живописи» — событие не просто культурное, а поистине масштабное. Экспозиция, собравшая в себе около 70 произведений середины XIX — первой половины XX века, прибыла из Иркутского художественного музея имени В. П. Сукачева, которую сегодня принято называть «Сибирской Третьяковкой».

Этот музей сам по себе — феномен, его история началась еще в XIX веке, когда иркутский меценат Владимир Сукачев начал собирать коллекцию произведений русских художников. Сукачев был не просто любителем искусства, а человеком, который видел в нем силу, способную формировать культурную среду Сибири. Он стремился не только владеть картинами, но сделать их доступными для публики. Именно так зародилась первая общественная картинная галерея Иркутска. Спустя полтора века, его коллекция отправилась в путешествие, оказавшись в Новосибирске.

291741.jpg

Коллекция, которая говорит сама за себя

Главное очарование выставки в том, что она устроена не по жанрам или авторам, а по принципу движения во времени. Это своеобразное путешествие через эпохи, которое начинается с классических образов, переходящих от театральных и греческих мотивов к изображению русской жизни во всей ее красоте и сложности. От парадных ликов императорской семьи и крупных меценатов до будничных сцен сельской жизни, от идеализированных пейзажей до реалистических портретов простых людей.

IMG_7963.JPG

Экспозиция дает редкую возможность увидеть работы художников, чьи имена составляют золотой фонд русской живописи: Илья Репин, Иван Айвазовский, Иван Шишкин, Исаак Левитан, Иван Крамской, Константин Юон. Каждый из них внес свою лепту в развитие отечественного искусства, создавая образы, которые до сих пор трогают сердца зрителей.

IMG_7891.JPG

Диалог искусства и истории

Одной из ключевых работ выставки стала «Нищая» (или «Девочка-рыбачка») Ильи Репина. Это произведение, созданное во Франции в маленьком городке Вель, является одной из первых работ мастера, в которой уже чувствуется его невероятная способность передавать эмоции через взгляд и позу персонажа. Здесь же — «Савояр» Константина Маковского, смутно знакомый, будто сошедший со страниц школьного учебника истории и изображающий бродячего мальчика-певца, странствующего по дорогам Европы. Словно страницы исторического романа, эти картины переносят зрителей в мир XIX века, позволяя заглянуть в прошлое и прочувствовать атмосферу той эпохи.

20250214_164202.jpg

Но выставка не ограничивается только бытом простых людей. Рядом с этими полотнами зритель сталкивается с роскошью и пышностью парадных портретов. Один из них — портрет императрицы Марии Федоровны кисти все того же Маковского. Здесь художник позволяет себе отойти от канонов официального императорского портрета, изображая Марию Федоровну не только как жену Александра III, но и как блестящую светскую даму, полную грации и шарма.

Хронологически финальный зал посвящен работам рубежа XIX–XX веков. Здесь можно увидеть, как менялось искусство в этот переломный период. Например, «Портрет Николая Карловича фон Мекка» кисти Бориса Кустодиева. Этот портрет мецената, известного как покровителя Чайковского, выделяется своей глубиной и сложностью. Картина считается творческой удачей художника, чье имя ассоциируется главным образом с яркими картинами русского провинциального быта.

rural-landscape.jpg

Еще больше удивляет теплая, написанная в жанре «живописного реализма» работа «Сельский пейзаж», от «отца русского футуризма», соавтора авангардистской «Пощечины общественному вкусу» Давида Бурлюка. Здесь он выступает в совершенно иной роли, создавая работу, наполненную тишиной и созерцательностью.

20250214_163250.jpg

Выставка как культурное явление

Подготовка к этой выставке была беспрецедентной. Как призналась директор Иркутского музея Наталья Сысоева, они буквально «разорили» свои фонды, отправив в Новосибирск лучшие произведения коллекции. Многие картины прошли реставрацию, некоторые получили новые рамы. Совместно с кураторами Новосибирского государственного художественного музея была проделана колоссальная работа по подбору экспонатов и созданию экспозиционного пространства.

Но помимо самих картин, выставка предлагает насыщенную программу: тематические экскурсии, лекции, образовательные мероприятия. Это не просто возможность увидеть произведения искусства, но и шанс лучше понять их контекст, заглянуть в историю русского искусства и ощутить его эволюцию.

20250214_163318.jpg

Выставка в Новосибирске — это еще одно напоминание о том, что коллекции, которые хранятся в фондах региональных музеев порой не менее значимы, чем те, которые представляют нам ведущие музеи Москвы и Санкт-Петербурга. Этот проект расширяет границы, формируя единое культурное пространство России, где шедевры живописи доступны каждому, кто готов открыть для себя мир искусства.

Выставка продлится до 18 мая, и упустить шанс увидеть ее своими глазами — значит потерять возможность заглянуть в самое сердце русской живописи.

Елена Сивиринова