В Художественном музее открылась десятая, юбилейная, передвижная выставка «Живописная Россия», объединившая талантливых художников со всей России.
Десять лет назад, на волне современных тенденций в мире и искусстве, все чаще стали звучать мысли о том, что живопись закончилась. Группа российских художников — академиков РАХ во главе с народным художником РФ Евгением Ромашко решили опровергнуть эти высказывания делом. Так возник проект «Живописная Россия», идея которого — собрать на одной площадке наиболее талантливые произведения художников со всей России, показать широкой аудитории срез сегодняшней станковой живописи и доказать, что российская живопись в России жива, активна и никакие современные технологии ей не угрожают. Выставки с успехом прошли в Москве, Пскове, Смоленске, Владимире, Саранске, Ижевске, Кирове, Казани, Тюмени, Харбине, Благовещенске. Новосибирску же повезло принимать экспозицию дважды. Кроме своей просветительской миссии, выставка стала выполнять роль своеобразного камертона для настройки творчества молодых региональных художников.

Выбор картин для экспозиции определили десять ведущих искусствоведов — кураторов проекта из различных регионов России, которые назвали по десять имен наиболее ярких представителей российской станковой живописи. 120 картин от более чем 100 авторов, среди которых как зрелые, уже сформировавшиеся мастера, так и молодые авторы, представили красочную и многообразную палитру тем, жанров, направлений. Картины объединены общей темой — «Искусство нашего времени». Особенность проекта нынешнего года — в стремлении показать, как в современном искусстве нашли отражение обозначившиеся в обществе тенденции к росту национального самосознания и возрождению традиционных российских ценностей. По словам Евгения Ромашко, «в этой ситуации обращение творцов к истокам своей культуры, сохранение в современных произведениях искусства культурных кодов и маркеров, которыми так насыщена многовековая история России — изначально многонационального и многоконфессионального государства, — закономерно».

Простые сюжеты картин выставки незамысловаты, чисты, искренни и наполнены неуловимой «русскостью», закодированной в нашей ментальности на уровне подсознания: наполненные любовью портреты современников, пейзажи российской глубинки, теплые натюрморты, характерные и узнаваемые жанровые сценки, «схваченные» мгновения. Даже для неискушенного зрителя все очень доступно, предметно, трогательно и, за редким исключением, на удивление оптимистично, ярко, ясно. Не нужно гадать, что художник хотел сказать, какой символ или скрытый сигнал завуалировал.

Каждая картина трогает, потому что навевает что-то узнаваемо родное, рождает впечатления, ощущения от обыденных вещей: искрящаяся восторгом молодость, птичий гомон у рыболовных сетей, отраженный покой речной глади, настроение дождя, обреченное оцепенение матери, потерявшей сына, запах свежего хлеба и дух времени в виде простой женщины, растворенной во вспаханном осеннем черноземе… и так далее, и так далее. Каждая картина настолько притягательна и своеобычна, что возле каждой хочется задержаться подольше, а это при общем количестве и многообразии картин весьма затруднительно. Поэтому советуем посетителям запланировать на посещение выставки побольше времени, ведь картины, по словам Михаила Шишина, куратора выставки по Уралу, Сибири и Дальнему Востоку, следует рассматривать до мазка. Только так можно до конца погрузиться в замысел художника и сполна прочувствовать его.

Несмотря на разницу школ, техник, стилей, особенностей языка, колористики, выставка не создает ощущения разнородной мозаичности. По единогласному признанию звездного десанта академиков, посетивших открытие выставки, в этом огромная заслуга команды нашего художественного музея, которая очень профессионально экспонировала картины, каждая из которых подчеркивает, раскрывает и логично усиливает другую.

Открытию «Живописной России» предшествовала творческая встреча кураторов выставки, основными участниками которой стали студенты института искусств НГПУ. Как истинные дети своего времени, они очень интересовались, насколько опасно для изобразительного искусства тотальное наступление современных технологий и искусственного интеллекта. С полной уверенностью старшие товарищи успокоили молодежь, что немало увлечений и открытий случилось в истории человечества, но со временем все они интегрировались в жизнь, стали обыденными и привычными. Однако ничего до сих пор не вытеснило из любой деятельности человека его живую душу. Поэтому академики пожелали будущим творцам изучать человека, чувствовать мир и любить свою Родину.
Текст: Ольга Рахманчук
Фото: Андрей Чердаков