В Новосибирске прошла Всероссийская конференция «Опера – детям», которая была призвана ответить на вопросы о том, как детский репертуар может стать основой традиционных ценностей и инструментом воспитания нового зрителя.
Обсуждение этой темы состоялось на площадке Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки, где учатся, возможно, будущие авторы и исполнители новых музыкально-театральных произведений для детей.
В культурный ландшафт Новосибирска уже давно и прочно вписан такой не очень распространенный культурный продукт, как опера для детей. Усилиями главного режиссера Новосибирского театра оперы и балета Вячеслава Стародубцева в репертуар нашего славного театра введено немало детских опер, каждая из которых собирает полные залы вовлеченных в процесс культурного воспитания детей родителей. Далеко не каждый российский город может похвастаться такой обширной оперной афишей для детского и семейного употребления, не говоря уже о том, что такого репертуара в принципе не так уж и много. Более зрелищному и доступному для восприятия подрастающего поколения жанру балета повезло гораздо больше: «Щелкунчик» и «Спящая красавица» Чайковского, «Золушка» Прокофьева, «Конек-Горбунок» Родиона Щедрина, «Чиполлино» Карена Хачатуряна — золотой стандарт любого уважающего себя музыкального театра. А вот и идущие на нашей сцене оперы признанных классиков: «Кот в сапогах» и «Красная шапочка» Цезаря Кюи, «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Соловей» Стравинского, оперы наших современников: «Малыш и Карлсон» Антона Гладких, «Морозко» Михаила Красева, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Виктора Плешака, «Двенадцать месяцев» Сергея Баневича – и это лишь небольшая часть детского репертуара. Попробуйте разыскать где-нибудь подобное в такой плотной концентрации! Разве что в первом и единственном профильном детском музыкальном театре имени Наталии Ильиничны Сац в Москве. Для современных композиторов писать оперы для детей — хлопотно и накладно, а застать при жизни их сценическое воплощение — вообще маловероятно. Было бы, если бы не энергия энтузиастов, влюбленных в оперу и горящих желанием открыть этот космический мир для непосвященных. Полагаем, что не без участия одного из таких известных нам энтузиастов, упомянутых выше, тема необходимости развития детского репертуара театров в целом и оперы в частности зазвучала в федеральной культурной повестке.

Во-первых, 6 октября 2025 года Указом Президента РФ учреждена премия в области культуры за произведения и проекты для детей и юношества.
Во-вторых, с 33-го сезона 2025/2026 «Золотой маски» введена новая номинация «Лучший спектакль сезона для детей».
В-третьих, 14–15 октября 2025 года именно Новосибирск (что неудивительно) стал площадкой для проведения Всероссийской конференции «Опера — детям», организованной кабинетом музыкальных театров Центрального аппарата Союза театральных деятелей Российской Федерации при поддержке Новосибирской консерватории имени М. И. Глинки. Участниками стали профессионалы из сферы культуры и образования, среди которых московские композиторы Ефрем Подгайц и Михаил Броннер, новосибирские композиторы Андрей Молчанов и Андрей Кротов.

Сразу сообщим еще одну хорошую новость: на конференции был объявлен Всероссийский конкурс для молодых композиторов «Опера — детям», учрежденный Центральным аппаратом Союза театральных деятелей Российской Федерации. Основная цель конкурса — сочинение оперного произведения для детей, отражающего традиционные духовно-нравственные ценности российского общества, а также формирование условий для творческих дебютов. К участию пригласили композиторов в возрасте до 40 лет. Лауреату обещан денежный приз в размере 300 000 рублей и (важно!) рекомендации к постановке оперы в музыкальных театрах страны. Подать заявку на участие можно будет на официальном сайте ЦА СТД РФ с 1 октября по 30 ноября 2025 года. Возможно продление сроков подачи заявок.
Каким должен быть этот непростой даже для взрослых жанр, где все поют, для детей? Как «сделать оперу праздником»? Каким музыкальным языком должен пользоваться композитор? Должен ли он учитывать «музыкальный словарь эпохи» или, выражаясь современным языком, на потребу использовать «попсу»? Нужно ли актуализировать музыкальную стилистику под современный язык? Над такими непростыми вопросами размышляли участники конференции. По их общему мнению, упрощать музыку для «понятности» не стоит. Не нужно с детьми заигрывать и умалять возможности детского восприятия. Дети — тонко настроенные организмы и все поймут быстрее, чем взрослые. Главное — поднимать важные для них проблемы и говорить с ними на языке эмоций. По мнению Андрея Кротова, «нужно писать так, как чувствует композитор, искренне и профессионально, без разграничения, для кого это — для взрослых или для детей. Но в любом случае это должна быть современная, полижанровая музыка на академической основе». Полагаем, что композиторский талант молодых авторов тоже приветствуется…

Михаил Броннер обозначил проблему продвижения произведений современных композиторов, необходимость добиваться постановок, искать финансовую поддержку. По его мнению, это иногда достаточно трудно и даже безнадежно. Вячеслав Стародубцев и Ирина Рудковская, директор Новосибирского театра музыкальной комедии, постарались все же вселить надежды в молодых авторов и призвали их не ждать, когда кто-то их заметит, а быть настойчивей, активней продвигать себя, не стесняясь стучаться в разные двери. Ведь сегодня существуют самые разнообразные творческие лаборатории, гранты, в конце концов — цифровые пространства, позволяющие «оживить» свою музыку. Не стоит пренебрегать и социальными сетями, открывающими в современном мире доступ к любому высокопоставленному творческому телу.
Конкурс объявлен, будем с нетерпением ждать новых имен и шедевров. Будем также надеяться, что заданный импульс приведет к общему поступательному движению, направленному на развитие детского оперного репертуара и поддержку молодых композиторов. Как и что писать, они, конечно, определят сами. Главное — понять и учесть, что «для детей нужно писать так же, как для взрослых, только лучше».
Текст: Ольга Рахманчук
Фото: Татьяна Колесникова