Ленинградская симфония Шостаковича триумфально прозвучала в Новосибирске

Все авторские колонки

Один из старейших коллективов России — Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова — триумфально выступил на сцене Новосибирской филармонии в рамках XII Транссибирского Арт-фестиваля. В первом отделении зрителей очаровали прозрачным светом вечного Моцарта и изящной техникой молодого пианиста Дмитрия Шишкина. Второе отделение стало полнейшим контрастом. В честь 80-летия Победы в Великой Отечественной войне коллектив обрушил на зрителей всю мощь и трагизм симфонии № 7 Шостаковича, которую Анна Ахматова, а вслед за ней и миллионы слушателей, назвали «Ленинградской».

IMG_2884 (2)_resized.jpg

Это произведение — знаковое для нашей страны, его культурный код, историческая летопись, ода героизму и воле нашего народа. Музыка стала символом сопротивления гитлеровской коалиции, она вселяла надежду, укрепляла уверенность в победе не только у советского народа, но и у его прямых врагов. Для всего мира Ленинградская симфония была и останется гениальным произведением Шостаковича — человека, причастного к тем событиям и создавшего гимн человеческому духу.

Стойкость и самоотверженность ленинградцев так вдохновляли Дмитрия Шостаковича, что он сочинял свою Седьмую симфонию вдохновенно и яростно, не в силах остановиться — прямо в здании консерватории, чередуя запись партитуры с дежурством на крыше.

IMG_2902_resized.jpg

Первое исполнение симфонии в марте 1942 года стало беспрецедентным событием, потрясшим не только его первых слушателей в Куйбышеве (сейчас Самара), но и весь мир. Чтобы укрепить дух измученных ленинградцев, было принято решение исполнить симфонию в самом блокадном Ленинграде в окружении врага. Собрать оркестр из 80 человек в соответствии с партитурой было непросто. В оркестре Ленинградского радиокомитета под управлением Карла Элиасберга часть музыкантов уже погибла. Остальные были настолько ослаблены, что не могли репетировать больше получаса. Даже самого дирижера на репетиции привозила на санках сестра. Но упорные репетиции продолжались, несмотря ни на что. Дирижер не делал музыкантам никаких поблажек: произведение должно было прозвучать именно так, как задумал автор!

9p_simfonia1(1).jpg

В итоге в переполненном зале Ленинградской филармонии симфония была триумфально исполнена и достигла своей цели. Новосибирск по воле судьбы оказался причастен к победоносному шествию Ленинградской симфонии по стране: 9 июля 1942 года её исполнили здесь под управлением Евгения Мравинского в присутствии автора. Ее триумф продолжается и по сей день.

Первую часть симфонии, наверное, каждый житель нашей страны знает практически наизусть. Под четкий сухой барабанный бой бездушная тема «нашествия» тихонько зарождается и тикает, как часовой механизм, и, постепенно варьируясь, разрастается, усиливается, достигает чудовищного, звериного, апокалиптического звучания, внезапно сталкивается с темой сопротивления и сметается его железной, неукротимой мощью.

7p_shostakovich_3k1_5b4.jpg

Как важно было ленинградцам в далеком 1942 году под артобстрелами и воздушными налетами услышать непреложную уверенность в победе, когда вражеские танковые дивизии находились на подступах к Москве. Как важно и все последующие годы, и до сих пор вновь и вновь проживать эту героическую историю. Неудивительно, что симфонию № 7 Шостаковича многократно исполняют и используют для творческих патриотических проектов.

IMG_3564_resized.jpg

Но пусть простят нас все прославленные оркестры мира, такое эталонное исполнение, которое продемонстрировал оркестр имени Светланова, услышишь нечасто, даже в студийной записи. Вся виртуозная драматургия тембров, которой в совершенстве владел Шостакович, прославленный оркестр обозначил настолько выпукло, ярко, мощно, даже кинематографично, что, казалось, ты слышишь хорошо знакомую музыку по-новому.

Выразительные тембровые сочетания, для которых Шостакович, помимо струнных, использовал всю доступную палитру духовых инструментов, в том числе нечасто используемых кларнета-пикколо, бас-кларнета, контрафагота, английского рожка, рояль, две арфы, огромная группа ударных. Благодаря такой палитре и мастерскому исполнению оркестра образы и сюжеты считывались, как в драматическом произведении. И даже последующие части, которые не всегда исполняются и иногда даже могут показаться уступающими по накалу грандиозной первой части, звучали также полновесно и потрясали глубоким, идеально чистым, филигранным звучанием.

IMG_3293_resized.jpg

Впечатляла невероятная динамическая амплитуда — от прозрачнейшего, едва вибрирующего в воздухе пианиссимо (в оркестре было около 90 человек) до взрывающего пространство фортиссимо. Маэстро Димитрис Ботинис за дирижерским пультом всей этой махиной блистательно управлял, своими движениями отражая и формируя образы и характеры непростой музыкальной драмы. Во время исполнения темы нашествия он сам, казалось, превращается в бездушную машину с чеканными, угловатыми движениями механизма.

Браво, маэстро, браво выдающемуся Госоркестру России, подарившему новосибирцам такие мощные эмоции от соприкосновения с высочайшим качеством исполнения знакового произведения нашего культурного и исторического наследия.

Ольга Рахманчук