«Ничего не случилось»: диалог поколений на сцене театра «13 трамвай»

Все авторские колонки
Спектакль «Ничего не случилось» театра «13 трамвай» знакомит зрителя с непредсказуемым внутренним миром подростков, которые «еще не взрослые, но уже и не дети». И несмотря на небольшую продолжительность, спектакль отражает целую эпоху жизни современных «отцов и детей», а творческие решения от его создателей позволяют глубоко погрузиться в психологически сложную атмосферу.

На сцене возле настольных ламп расположены маленькие белые фигурки, которые символизируют место каждой отдельной личности под солнцем, и каждый артист в процессе игры выбирает свою фигурку. Центральным же местом сценического оформления являются большой экран и круг — для отображения внутреннего состояния подростков и их картины мира. Круг — это своего рода иллюминатор, окно в мир, и подростки по-разному размещают на нем свои фигурки: бывает, что две из них располагаются рядом как символ первой любви; а бывает и так, что между ними чертится разделительная черта как символ разрыва своей семьи.

Li3Tiv_fiTQ.jpg

Первое действие открывается танцем подростков под довольно тревожную музыку в виде необычных телодвижений, изгибов рук. Все это можно понимать как их особый взгляд на мир в переломном возрасте, восприятие себя как людей с особой субкультурой, а также наличие таких качеств, как протест, неуверенность и ранимость. Вентиляторы раздувают магнитофонные ленты как мишуру, словно ветры жизни сдувают людей из привычного мира, куда-то несут — что соответствует ветрености и непредсказуемости поведения самих подростков, когда в душе бушует ураган. Почему же они такие?

Вот сидит наедине со своими мечтами девочка — подросток: «Когда я вырасту, все будет хорошо». И вдруг все прерывается свистком учителя физкультуры. И девочка среди других подростков бежит по кругу под команды взрослого человека, убежденного в своей правоте: «Вы мне потом спасибо будете говорить!» Тогда невольно задумаешься над образом данного эпизода. Конечно, человек должен уметь быть конформистом, учиться жить в обществе и получать знания от взрослых, задача которых — передавать своим детям от себя этот мир. Да и добивается человек всего в жизни только благодаря усилию над собой и даже принуждению. Но эти же взрослые могут и все испортить необдуманным словом, считая при этом, что ничего не случилось: «Должна же была выучить за много лет... У тебя нет мозга... Подозрительно, что столько счастья в глазах». Тогда не стоит удивляться, отчего у многих подростков появляются агрессия и отторжение. Вот признается одна из девчонок: «Если я буду стервой — никто ничего не скажет мне за ошибки!» И вспоминается старая истина: зло — это отход от добра в силу ряда причин.

bxjYr2QYWIw.jpg

Интересно, что в одной из сцен учитель физкультуры превращается уже в отца семейства, идя на разрыв с матерью своего сына, да еще и поучая его: «Ты кем хочешь вырасти? Ты хочешь стать нытиком, как твоя мамаша? Я из тебя выбью это!». Так творится зло и в общественной жизни, и в семье. И понимаешь тогда, какая большая ответственность лежит на взрослых за своих детей. А сын то рисует, то стирает своего отца в круге жизни. И образ происходящего усиливается танцем с манекеном, у которого отрываются руки и ноги — как символ распавшейся семьи подростка и его разбитой судьбы: «Я не знаю, кого из вас выбрать. Я люблю вас обоих!».

А завершается первое действие символическим танцем девочки, у которой «родаки ваще лютуют», лезут в телефон, не дают видеться со своим парнем. И танец с оттенками суицида вершится как в замкнутом пространстве, когда посреди сцены — буря эмоций, но за край сцены переступить невозможно. Девочка падает, а сверху на нее сыпется дождь из упаковок таблеток и антидепрессантов (а может, и не только). Итак, первое действие воспринимается как «Ничего не случилось... хорошего!». И вот так быть не должно.

Сюжет второго действия построен в иной манере: а вот так должно быть. Вот все фигурки человечков стоят в один ряд. Вот рисуют на круге забавного человека брат и сестра, как свое видение мира, и звучат хорошие слова: «Ты ценна сама по себе». А вот собираются подростки на репетицию своего молодежного оркестра на фоне круга, окрашенного в загадочный цвет лиловой луны. Для них важно то, что они поют без каких-то рамок и границ, поют душой — и это самое главное. А еще главное — возможность раскрыться!

LtZHoOZH3AQ.jpg

Очень трогательно выглядит сцена матери с дочерью в виде сновидения, созданного эффектом туманного дыма. Обе поначалу раздраженно считают, что их не слышат. Движения в танце то резкие, то плавные, но заканчиваются объятиями. А мать искренне говорит дочери: да, требовала, бывала не права, просто хотела как лучше, чтобы ты выросла умной. Но что бы между нами ни происходило, я очень тебя люблю, и ты всегда будешь самым дорогим для меня человеком.

А вот, наконец, на сцену выходят с бумажными вертушками, как символами беззаботного и счастливого детства, подростки и их родители. Они все садятся в полукруг, и, находясь словно за круглым столом, на фоне детских фотографий на экране, доверительно рассказывают друг другу свое видение мечты и надежды на будущее. Отец-физкультурник признается в том, что тоже пострадал от родителей, а ведь и у него была мечта. Значит, не такие уж непробиваемые и холодные могут быть эти взрослые люди. Открывают свою душу и подростки. Тогда оказывается, что их странное и даже агрессивное поведение вызвано просто стремлением показать и проверить себя, спрятать свою неуверенность и даже страх перед жизнью. А теперь некоторые, испробовав себя, хотят стать продолжателями дела своих родителей. И все встают, и на позитиве танцуют на фоне горящего яркими звездами экрана и круга в виде лиловой луны. Счастье — это когда тебя слышат и понимают. Вентиляторы вновь раздувают ветер перемен, но теперь под его дуновением в центре танцующих развевается воздушный змей как символ светлой мечты. И здесь уже ничего не случилось... плохого. А все «отцы и дети» сегодняшнего дня закрепляют свои фигурки рядом на лиловой луне, становясь всеобщей человеческой семьей своего мира! 

Дмитрий Грищенко

Фото: Театр «13 трамвай»

Проект реализуется при поддержке Росмолодёжь.Гранты

12+