4 апреля на сцене театра «Красный факел» новосибирским зрителям представили спектакль «Отцы/Дети», поставленный по роману И. С. Тургенева Пермским академическим Театром-Театром. Он так же посвящен вечному вопросу — проблеме сложных взаимоотношений старшего и молодого поколений, столь различных по взглядам на окружающую жизнь. И поскольку этот вопрос остается актуальным, спектакль поставлен в духе авангарда и творческих мечтаний Таирова и Мейерхольда, живших за век до этого.
Название спектакля символически напоминает саму театральную историю нашей страны на протяжении переломного ХХ века, являвшую собой острый конфликт «отцов и детей». Подобно тому, как устоявшаяся ренессансная живопись «отцов» в начале века стала сменяться иррациональной, с ритмами современной энергетики, живописью «детей» в виде фовизма, кубизма и сюрреализма — перемены стали проникать и в театральное искусство. Молодые новаторы из «детей», Мейерхольд и Таиров (подобно бунтарю Базарову), предлагали полный отказ от академической рутины и эстетических штампов — и выдвигали новые идеи.
В. Э. Мейерхольд настаивал, что спектакль должен представлять собой не вырез жизни, а модель мира, в которой сиюминутная ситуация граничит с вечными вопросами. Герои театральных сюжетов являются одновременно и жителями какого-нибудь конкретного места на Земле, и детьми Вселенной. Авторы попытались совершить творческое переосмысление классического репертуара и приспособить его к потребностям сегодняшнего дня, чему вторят декорации спектакля, решенные в условной манере.

А. Я. Таиров старался так построить спектакль, чтобы он не во всем следовал за пьесой, а был самоценным произведением искусства. Актер на сцене должен чувствовать себя раскрепощенным, стремиться к резким контрастам и эмоциональным потрясениям. Декорации на сцене должны были превратиться в послушную клавиатуру для артистов, быть для них полезными и помогать чувствовать себя раскованно.
До революции 1917 года такие разноплановые театральные системы «отцов и детей» сосуществовали рядом, хотя и в бурных спорах. Но после революции, в духе разрушения старого мира и «на горе всем буржуям», авангард завоевал всю сцену — пока в середине 1930-х годов сам не был снят по обвинению в буржуазном формализме. В театре возобладала система Станиславского, и вернулась академическая красота «отцов» в духе возникшего в стране «сталинского ампира» по освоению классического наследия. Ну а в конце века на сцену вновь стали проникать творческие эксперименты «детей», и формы авангарда стали снова существовать рядом с методами классического наследия.

В спектакле мы не увидим красочных декораций, способных придать зрелищу поэтический вид уютного дворянского гнезда. Цель спектакля — попытаться выразить тургеневскую классику времен XIX века на фоне сегодняшних дней третьего тысячелетия, чтобы герои романа могли ожить в глазах современников, открыть для них много важного, заставить оглядеться вокруг для самоидентификации, чтобы найти в них себя. Но перейдем к непосредственному взгляду на интересные творческие решения спектакля.
Одним из главных героев является сам русский народ, живущий на своей земле под звуки популярных песен («Мы с конем по полю идем») и народных танцев в традиционных нарядах. Самые обычные крестьяне в нелепых ушанках простым языком обсуждают своих господ на фоне устаревающего мира патриархальности и суеверий. И зачастую посреди разговоров хозяев и гостей усадьбы, занятых отвлеченными рассуждениями о судьбах народа, и как будто находящихся где-то там, в стороне, на первый план выходят крестьяне и лесорубы, занятые своим повседневным трудом и простыми человеческими радостями: колют дрова, носят бревна, пьют молоко. А на экране, расположенном на заднем плане сцены, постоянно демонстрируются виды родных просторов, обычных крестьянских изб и картин русской истории. Все это составляет образ русской земли с ее историей, обычаями, природой, радостями и бедами.

Зритель при этом может задуматься — знают ли свою страну и ее народ наши «отцы и дети»? Как, например, главные дуэлянты: представитель «детей», непреклонный Базаров, который беспощадно критикует недостатки в системе «отцов», — и представитель «отцов», «бесполезный человек» Павел Петрович, грамотно возражающий против крайностей. Их споры происходят под постоянными выстрелами, что усиливает напряжение окружающей ситуации. Вдруг перед нами открывается новая режиссерская находка: между стреляющимися дуэлянтами словно врывается новый персонаж, красавица-дворянка, которая, подобно необузданной вакханке, исполняет страстный танец под ритмы современного рока. Невольно пытаешься разгадать, что означает этот образ? Вероятнее всего, что в непримиримую борьбу двух несовместимых крайностей вмешивается сама окружающая жизнь, сама природа, в которой нет строгих закономерностей и содержание которой намного богаче и объемнее, чем любая из человеческих идей. Это же чувствуется и в конце спектакля, когда над неживым Базаровым, испытавшим крах своих крайних идей, в задумчивости склоняется его бывший противник под песни «Две души» (со свадьбами и хороводом крестьян) и «Кончилось лето» (посмертная песня В. Цоя). Кажется, словно вечная жизнь на родной земле примиряет бывших врагов и показывает им, как важно уметь радоваться и принимать мир таким, какой он есть.

Творческие идеи создателей спектакля в современном изложении тургеневской классики помогают сегодняшним «отцам и детям» задуматься об ошибках прошлого и взглянуть в будущее. А потому, хотя спектакль содержит в себе немало спорного и необычного, артистам и постановщикам Пермского театра удалось достичь своей главной цели: вместо реконструкции сцен из жизни XIX века «старая» пьеса приобретает вполне современное содержание, связывающее целые поколения зрителей.
Дмитрий Грищенко
Фото: Пермский Театр-Театр