В феврале, когда Новосибирск еще не избавился от гирлянд и новогодних украшений, кое-где в окнах продолжают мерцать рождественские елки, залы Художественного музея охватывает буйство экваториальных красок! Будто опрокинутая палитра тропиков, разливаются по стенам оранжевые, бирюзовые, малиновые пятна. Так встречает зрителя выставка «Ожерелье экватора» — культурный мост между сибирской зимой и знойными красками Юго-Восточной Азии.
Экспозиционный проект организован в 2019 году в рамках подготовки празднования 70-летия дипломатических отношений между нашей страной и Индонезией при поддержке министерств иностранных дел двух стран, посольства России в Индонезии, государственного архива Индонезии и Российской академии художеств. Куратором выставки стал член-корреспондент Российской академии художеств, президент «Бюро творческих экспедиций» Владимир Анисимов.
На выставке представлена коллекция художественных произведений членов Российской академии художеств, неоднократно по приглашению Индонезии посещавших страну с творческими экспедициями. Это первая и единственная в России коллекция произведений, созданная по индонезийским мотивам. Помимо работ, выполненных художниками на пленэрах, здесь можно увидеть артефакты и аутентичные экспонаты.
Любители искусства и путешествий увидят более 200 работ членов Российской Академии художеств, а также древние артефакты различных островных культур.
Здесь слились в единую картину традиции и дух стран экваториального пояса. Картины, графика, батик, резьба по дереву, антикварные предметы, театральные куклы и даже настоящая пирога — узкая деревянная лодка, прочно вписавшаяся в морские традиции Индонезии.
Изображения, которые пахнут специями
Экспозиция поражает разнообразием: вот впечатляюще реалистичные батики Анны Милосердовой, изображающие традиционные дома индонезийской народности тораджи. Их крыши, изогнутые словно буйволиные рога, выступают над джунглями, создавая ощущение живого, дышащего пространства.
Напротив — работы художника Ардьянто, выполненные в технике «горячий батик». Здесь все условно, символично, декоративно. Его полотна — это почти монохромность цвета, напоминание о красках утреннего моря, о древних легендах и медленно текущем времени островов.
Жанровые сценки Виталия Попова и Владимира Анисимова из жизни простых людей знакомят с повседневностью индонезийцев. Рыбаки, уличные торговцы, музыканты — персонажи их картин словно застигнуты в движении, среди суеты рынка или в задумчивости вечера. А на фоне — деревянные дома с резными ставнями, старинные рикши, рыночные навесы.
И наконец, натюрморты. Яркие, хлесткие, реалистичные до невозможности. Фрукты, как будто вываливающиеся из рамы прямо в руки зрителя. Манго, рамбутаны, питахайя — их поверхности выписаны с такой любовью, что хочется потрогать, ощутить шероховатость кожуры или липкость разрезанного плода.
Традиции, которые могут шокировать
Но выставка — это не только живопись. Это путешествие в самую ткань экваториальной жизни, где рядом с прекрасным соседствуют традиции, порой шокирующие европейского зрителя. Например, ритуальные танцы острова Бали, сопровождаемые резкими ударами гонгов и масками, воплощающими древних духов. Или традиция тораджей, согласно которой умерших не хоронят сразу, а держат в доме, словно живых, окружая заботой и любовью.
Отдельного внимания заслуживают предметы старинного экваториального быта, получившие свою вторую жизнь уже как произведения искусства.
Куратор проекта Владимир Анисимов рассказывает, что поражающие своей красотой резные колеса найдены в болоте и были простыми спилами тикового дерева. Теперь, благодаря рукам художника, покрытые искусной резьбой, эти колеса, еще сто лет назад служившие в повозках индонезийских крестьян, выглядят как артефакты ушедшей эпохи.
А рядом — традиционные театральные куклы «ваянг». Куклы были куплены Владимиром Анисимовым на острове Ява. Их судьба могла остаться незавидной — после закрытия театра они бы закончили свое существование в лавке старьевщика. Теперь их вытянутые пропорции, яркие краски, искусно прорезанные детали создают ощущение магии, словно они вот-вот оживут и начнут свой вечный танец теней для всех тех, кто пришел в музей, чтобы хоть чуть-чуть приблизиться к разгадке тайн экватора.
Вечер в «Батавии»
Как часто бывает, искусство и жизнь неразрывны. И потому логичным продолжением выставки становятся вечерние разговоры за бокалом в сумерках колониального кафе «Батавия», которое когда-то было местом встреч голландских офицеров, а теперь стало символом той экзотической, но все же европейской Индонезии.
Ольга Яушева в своих работах воссоздает этот особый, наполненный ароматами кофе и специй мир. Ее картины — это разговоры при свечах, томная жара вечера, скрип старых потолочных вентиляторов.
«Ожерелье экватора» — не просто выставка. Это встреча двух миров, разделенных тысячами километров, но сплетающихся в одно целое в стенах музея. Это возможность ощутить прикосновение тропиков среди сибирских снегов. И, может быть, мечтая у одной из картин, услышать далекий гул прибоя, даже если за окном вас окружают морозные сугробы.
Елена Сивиринова