Премьера спектакля «Мой добрый папа»: мир ребенка между прошлым и будущим

Все авторские колонки

Сюжет премьерного спектакля «Мой добрый папа» театра «На левом берегу» посвящен воспоминаниям сына об отце, погибшем при защите Москвы. 

В постановке воспоминания главного героя приобретают одухотворенный и поэтический характер. При этом невольно приходит на ум одно из древних японских утверждений о том, что в душе каждого человека живет поэт. А поэт искренне верит в то, что вечно цветущая весна продолжит наведываться в его страну даже после того, когда он сам уйдет в иной мир. То же самое касается и человеческой памяти, которая может оказаться сильнее всех потерь и даже самой смерти. И воспоминания сына о своем отце напоминают возвращение вечной весны.

Здесь Петя, рассказывающий об отце, на протяжении всего спектакля смотрит в зал наивным детским взглядом и носит штаны на лямках. Так память героя постоянно перемещается из настоящего в прошлое. А рассказ о детстве подчеркивается своеобразным творческим оформлением спектакля. 

Декорации решены в стиле ретро и минимализма. Тон задают портреты композиторов и рояль, поскольку отец Пети был музыкантом и композитором. Значительная роль отведена единственному шкафу: где можно взять одежду, или куда можно входить или выходить героям спектакля. Недаром шкаф в детской психологии является чем-то вроде сказочного места, и даже окна в мир. Передвижная лестница-пандус может играть роль как капитанской каюты, так и железнодорожной станции. Стоит повернуть диван другой стороной, как он обретает вид кузова грузовика, в котором семья уезжает на дачу. Убери стулья в сторону, поставь парту или заборную перегородку — и тогда под изменившееся звуковое сопровождение и затемнение участков сцены жилая комната наших героев обретает вид летней дачи или уличного двора, школьного класса или дорожного шоссе. А на экране демонстрируются детские рисунки как взгляд ребенка на события своей жизни. Так эффективно демонстрируется образ воспоминаний Пети об отце — в виде своеобразного путешествия в пространстве и времени.

cIX2ppBNjWU.jpg

Интересно используется и язык контрастов. Вот дядя Гоша, торговец и успешный человек, рассказывает свои истории всей честной компании, с интересом внимающей ему. Петин же отец, хороший, активный, но неудачливый в жизни, молча смотрит в зал печальным взором, зная, что тот врет. Отец уходит на войну. Его маленькие сыновья искренне радуются, что папа ушел воевать, — и это на фоне слез на глазах у матери и стоящего наверху отца, словно взошедшего на Голгофу. Когда дети радостно веселятся на школьном карнавале, мать стоит в печали, а на столе лежит похоронка о гибели отца.

Каким показан нам Петин отец? Он музыкант и большой мечтатель, отдает от себя людям больше, чем получает, искренне расстраивается в муках творчества и нежелании детей учиться. Ему чуждо мещанство, он нерасчетлив и непрактичен — и потому неудачлив. Успешный дядя Гоша бросает ему упреки, хотя при этом всегда и с выгодой продает ему же свой товар: «Как вы так живете? Ты же музыкант... Вам ведь карты в руки...У тебя не туда идут деньги!». И что там чужие люди, когда даже в своей семье уставшая жена нередко бросает: «Люди думают, что ты сумасшедший... Купил бы кастрюлю... Петя, не будь как папаша!». 

gqfKNgDMBb0.jpg

Жизнь в спектакле протекает в двух действиях. В первом Петин отец показан каким он был. Что бы кто ни говорил, у него богатый внутренний мир, в который он пытается погрузить своего сына: с увлечением говорит о музыке Клементи, с чувством дарит морскую раковину, добытую в путешествии, с интересом учит, как надо брать в руки кисть винограда. Папа не живет, «как все умные люди», и тем не менее к папе без конца заходят люди. Петя постоянно слышит слова: «Вы золотой человек... Твой отец замечательный... А твой отец плавал юнгой и подарил мне раковины из путешествия». Даже жена дяди Гоши и то приводит к нему своего сына для занятий музыкой.

Второе действие, идет война. Папа, ушедший воевать, больше не показан на сцене. Теперь за него живут и работают его дела, слова, репутация. В голодное военное время его семья выходит на рынок для продажи вещей, но продать им нечего, разве что рояль и ноты. Безалаберный был человек. На помощь семье, словно в сказке «Мешок яблок», приходят люди. Они помогают советами, продуктами, деньгами, и все потому, что уважают отца. Происходит переоценка ценностей и в душе самого Пети. «Я надеюсь на тебя», — говорил ему отец. «Я хочу надеяться на вас», — говорит ему теперь учитель. И Петя учится, оправдывая надежды. «Так говорил папа», — повторяет он. 

Отец попадает на страницы киножурнала. А тому самому успешному дяде Гоше воздается по заслугам.

20 лет спустя уже взрослый Петя, Петр Владимирович, раньше любивший циркачей и военных, дописывает музыкальное произведение: «Папа все сделал — осталось собрать». И перед ним сидит его семья, за одну руку его держит Аня (прежняя девочка с бантом, обзывавшая дураком), а в другой руке — раковина, подаренная отцом. Остается преемственность поколений отцов и детей, остается память о светлом, остается на свете вечная весна!

Дмитрий Грищенко

Фото: театр «На левом берегу»