Путешествие сквозь цифровую галактику: выставка «Глубоко на поверхности» в ЦК19

Все авторские колонки

ЦК19 выставка Глубоко на поверхности (7).jpg

При первом взгляде на выставленные работы возникает легкое недоумение: цветовые пятна, разводы, линии, калейдоскопические узоры. Невероятное множество мелких деталей образует абстрактную картину. Как это все понимать? Автор пожимает плечами: «Понимал бы я сам…» 

В попытке что-нибудь понять мы прогулялись по выставке работ, написанных в жанре цифровой абстракции. Игорь рассматривает свои картины и, кажется, сам их заново анализирует и постигает. С первых же слов беседы становится ясно одно: понимать ничего и не нужно. Логика, идеи, смыслы, узнаваемые образы окружающего мира здесь не работают. Нужно попытаться отключить привычку нашего мозга соединять увиденное в знакомые предметные формы. Важно попытаться расслабиться и ощутить эмоцию. Комплекс эмоций и переживаний, по мнению автора, должен попасть прямо в кровь, минуя голову. Узнаваемые формы облегчают восприятие, но и ограничивают его, потому что невольно срабатывают существующие шаблоны и клише. Рассматривая же что-то непонятное, непредметное, срабатывает эмоциональное восприятие. Или не срабатывает. Если визуальная информация кого-то цепляет, он начинает более детально углубляться в предмет. Шанс ощутить эмоцию и получить эстетическое удовольствие возрастает. К такому искусству, как, впрочем, к любому, стоит относиться непредвзято, не опираясь на сложившиеся убеждения и штампы. Просто нужно постараться послушать себя.

ЦК19 выставка Глубоко на поверхности (2).jpg

Игорь Токарев

Игорь именно таким подходом и руководствуется. Руку художника направляет эмоция, энергия, внутреннее чутье и, конечно, чувство меры и гармонии. Пробудить очередную работу может что угодно: интересная поверхность, древняя гравюра, кусок ржавого железа. Но первоначально глобального замысла нет, работа всегда спонтанна. Она начинается с наброска, графического элемента, цветового пятна, формы. Это как будто зародыш, «куколка», конструктивный элемент, который углубляется, видоизменяется, множится и разрастается в законченное полотно. Иногда сразу получается что-то интересное, которое обрастает своей логикой и уже само ведет за собой создателя. Иногда возникает тупик, когда дальше идти некуда, и наброски уходят в корзину. Но если всё получилось, картину можно рассматривать бесконечно, каждый сантиметр пространства заполнен и насыщен. Возникает ощущение, что ты летишь сквозь галактику, то ныряя, то отдаляясь от ее многочисленных скоплений в виде цветовых линий, форм, структур, пятен.

Будем считать, что с творческими драйверами и содержательной составляющей разобрались. Перейдем к технике. Зачем художнику потребовалось использовать вместо кисти и карандашей цифровые технологии и высокоточную печать? Игорь подводит нас к одной из своих работ. В ней использован эффект кракелюра (трещины на краске, лаке, грунте, которые возникают со временем). Мельчайшие трещинки, которые можно разглядеть только очень близко, потемнения, отваливающиеся куски краски создают необходимый в данной работе налет времени, своего рода «артефактность». 

ЦК19 выставка Глубоко на поверхности (9).jpg

Воспроизвести этот эффект привычными средствами практически невозможно. Трудно представить себе, сколько времени пришлось бы писать такую картину вручную. Компьютерная техника дает безграничную свободу детализации изображения. Конечно, для работы в такой технике необходимо ею отлично владеть. Большой опыт и знания в сфере графического дизайна и графических компьютерных программ позволили Игорю, архитектору по образованию, создать свой собственный стиль и необычную визуальную эстетику.

Трудно предугадать реакцию посетителей выставки. Как бы их ни призывали включить эмоцию и отключить мыслительный процесс, мозг все равно пытается зацепиться за что-то знакомое, за информацию и опыт, полученный ранее. Автор и не исключает такой потребности и возможности, более того, признается, что и у него конечные работы могут рождать ассоциации с петроглифами, растительными орнаментами, этническими мотивами, авангардистской геометрией, гобеленовым полотном, внутренностями готического храма… Если мозгу от этого легче, прекрасно. Если удалось почувствовать энергию, экспрессию – замечательно!

ЦК19 выставка Глубоко на поверхности (5).jpg

Почему выставка называется взаимоисключающими понятиями «Глубоко на поверхности», наверное, уже становится понятно. В отдалении мы видим одно, но по мере приближения к работе начинает проявляться многоплановость, которая создает определенную глубину. Каждый способен воспринять или ощутить нечто уникальное. Главное – увидеть и почувствовать.

Ольга Рахманчук
Фото: Александра Фомич