Первый концерт-открытие фестиваля SibJazzFest в Новосибирской филармонии окатил жарким азиатским ветром зябкую сибирскую осень. «Эхо горячих песков» — так называлась программа концерта, который привез в наш город необычный узбекский ансамбль Jazzirama. Выступление наших гостей еще раз продемонстрировало безграничные возможности джаза, который с легкостью сплавляет взаимоисключающие, казалось бы, стили и элегантно интегрирует в себе любые направления: классику, традицию, авангард, этнику.

Высокопрофессиональные узбекские музыканты сломали все стереотипы восприятия традиционного и даже ультрасовременного джаза, используя в качестве тем для импровизации национальные песенные традиции и специфическую азиатскую мелодику. В этом их творческое кредо — создание нового звучания на основе взаимопроникновения стилей: современных джазовых течений (фьюжн, contemporary, нео-соул) и традиционных узбекских мотивов. Даже название коллектива JAZZIRAMA говорящее, ведь в нем сплелось узбекское слово «жазирама», означающее «солнцепек», «зной», и слово JAZZ.

Этнический колорит, соединенный с джазом, дал неожиданный эффект — свежий, драйвовый, красочный. Все в нем присутствовало равновесно, гармонично и отточено: виртуозность джазовых вариаций, особенная национальная манера пения с обилием украшений, опеваний звука и динамических всплесков, национальные инструменты, вплетенные в музыкальную партитуру, колоритные и живописные тембры синтезатора. Однако традиционная песенная среднеазиатская культура при ближайшем рассмотрении оказалась не так уж далека от джаза, главная особенность которого — импровизация. Музыканты JAZZIRAMA черпают свое вдохновение из древнего вокально-инструментального жанра «маком», создание которого восходит к IV веку нашей эры. Маком очень почитаем в Узбекистане и входит в список нематериального наследия человечества. Так вот, его главная особенность — цикличность и, так же как в джазе, импровизационность. Конечно, импровизация импровизации рознь — у каждого жанра свои особенности мелодики, гармонии, фактуры… Но для узбекских музыкантов это не препятствие, а вызов: так же гармонично, как их джаз пророс в среднеазиатскую мелодику, так же естественно национальная мелодика проросла в джаз. Представьте себе знаменитую мелодию «Take Five» Пола Дезмонда, джазовую святая святых, исполненную на узбекский манер. Весьма необычно, не правда ли? Но невероятно талантливо и изобретательно! Так что коллектив заслуживает самого высокого уважения не только за внимание и такт в подходе к родной культуре, но и за прекрасный вкус, высочайший профессионализм и смелость в поиске собственного музыкального языка. Просто счастье, что нам довелось услышать на сцене новосибирской филармонии коллектив такого высочайшего уровня.

Так же плавно, как соединился в необычном концерте современный джаз со среднеазиатской культурой, традиционный состав джазовых инструментов с узбекским дутаром и бубном, Пол Дезмонд со среднеазиатской мелодикой, тембр виртуозного сопрано-саксофона с узбекским сурнаем, так же естественно все это этно-джазовое роскошество соединилось с камерным оркестром филармонии под управлением Арсентия Ткаченко. Узбекский национальный костюм, подаренный Маэстро благодарными гостями за сотворчество, подошел ему так же замечательно, как и узбекский джаз. Для камерного оркестра во главе с Арсентием Ткаченко не существует ограничений ни в жанрах, ни в творческих экспериментах, ни в дружеских отношениях с любыми музыкантами, лишь бы они были талантливы и являли миру только высокое искусство.

Нынешний джазовый фестиваль, похоже, еще не раз это продемонстрирует.
Текст: Ольга Рахманчук
Фото: Михаил Афанасьев
Высокопрофессиональные узбекские музыканты сломали все стереотипы восприятия традиционного и даже ультрасовременного джаза, используя в качестве тем для импровизации национальные песенные традиции и специфическую азиатскую мелодику. В этом их творческое кредо — создание нового звучания на основе взаимопроникновения стилей: современных джазовых течений (фьюжн, contemporary, нео-соул) и традиционных узбекских мотивов. Даже название коллектива JAZZIRAMA говорящее, ведь в нем сплелось узбекское слово «жазирама», означающее «солнцепек», «зной», и слово JAZZ.
Этнический колорит, соединенный с джазом, дал неожиданный эффект — свежий, драйвовый, красочный. Все в нем присутствовало равновесно, гармонично и отточено: виртуозность джазовых вариаций, особенная национальная манера пения с обилием украшений, опеваний звука и динамических всплесков, национальные инструменты, вплетенные в музыкальную партитуру, колоритные и живописные тембры синтезатора. Однако традиционная песенная среднеазиатская культура при ближайшем рассмотрении оказалась не так уж далека от джаза, главная особенность которого — импровизация. Музыканты JAZZIRAMA черпают свое вдохновение из древнего вокально-инструментального жанра «маком», создание которого восходит к IV веку нашей эры. Маком очень почитаем в Узбекистане и входит в список нематериального наследия человечества. Так вот, его главная особенность — цикличность и, так же как в джазе, импровизационность. Конечно, импровизация импровизации рознь — у каждого жанра свои особенности мелодики, гармонии, фактуры… Но для узбекских музыкантов это не препятствие, а вызов: так же гармонично, как их джаз пророс в среднеазиатскую мелодику, так же естественно национальная мелодика проросла в джаз. Представьте себе знаменитую мелодию «Take Five» Пола Дезмонда, джазовую святая святых, исполненную на узбекский манер. Весьма необычно, не правда ли? Но невероятно талантливо и изобретательно! Так что коллектив заслуживает самого высокого уважения не только за внимание и такт в подходе к родной культуре, но и за прекрасный вкус, высочайший профессионализм и смелость в поиске собственного музыкального языка. Просто счастье, что нам довелось услышать на сцене новосибирской филармонии коллектив такого высочайшего уровня.
Так же плавно, как соединился в необычном концерте современный джаз со среднеазиатской культурой, традиционный состав джазовых инструментов с узбекским дутаром и бубном, Пол Дезмонд со среднеазиатской мелодикой, тембр виртуозного сопрано-саксофона с узбекским сурнаем, так же естественно все это этно-джазовое роскошество соединилось с камерным оркестром филармонии под управлением Арсентия Ткаченко. Узбекский национальный костюм, подаренный Маэстро благодарными гостями за сотворчество, подошел ему так же замечательно, как и узбекский джаз. Для камерного оркестра во главе с Арсентием Ткаченко не существует ограничений ни в жанрах, ни в творческих экспериментах, ни в дружеских отношениях с любыми музыкантами, лишь бы они были талантливы и являли миру только высокое искусство.
Нынешний джазовый фестиваль, похоже, еще не раз это продемонстрирует.
Текст: Ольга Рахманчук
Фото: Михаил Афанасьев