Возвращение Глиэра: к 150-летию со дня рождения композитора

Все авторские колонки

Имя Рейнгольда Глиэра знакомо каждому юному музыканту, делающему первые шаги в исполнительском искусстве: композитор, всей душой любивший детей и педагогику, оставил богатое наследие пьес для начинающих. Однако в мире профессиональной музыки и культуры в целом это имя, увы, звучит сегодня гораздо реже.

Оживить незаслуженно угасший интерес к Глиэру позволило его 150-летие, которое в этом году отмечается во многих городах России. Новосибирская консерватория присоединилась к движению и запланировала на 24 апреля концерт симфонической музыки в исполнении студенческого оркестра им. Соллертинского. В процессе подготовки выяснилось, что память о композиторе бережно хранят его наследники. Правнук Глиэра, доктор экономических наук Кирилл Игоревич Новосельский, заинтересовался концертом и прислал организаторам теплое письмо с благодарностью за внимание к дате и готовностью к творческим контактам. С нашим городом у семьи Глиэров есть давние связи. Глиэр бывал здесь на гастролях во время постановок его балетов. Друг композитора, художник М. Курилко, проектировал здание Дома науки и культуры, нынешнего Новосибирского театра оперы и балета. Сам Кирилл Игоревич в 80-е–90-е годы работал в Академгородке. Юбилейные мероприятия он со своей дочерью освещает в телеграм-канале, посвященном композитору.

IMG_20250422_010415_460.jpgАфиша концерта к 150-летию Глиэра в Новосибирской консерватории

Наша редакция также не осталась в стороне от этого события и решила напомнить читателям о многогранной личности Рейнгольда Глиэра – композитора, педагога, дирижера и просветителя.

Соперничать с такими титанами, как Глазунов, Римский-Корсаков, Рахманинов, Прокофьев, было непросто, да он и не стремился. И тем не менее, Глиэр пользовался искренним уважением коллег и был востребован современниками. С немецкой педантичностью он погружался в любую музыкальную и просветительскую деятельность, отличался трудолюбием, доброжелательностью, скромностью и отменным чувством юмора. Рахманинов писал о нем: «Как удачно подходит Глиэру имя Рейнгольд – ведь он действительно, как человек, чистое золото» (Reingold в переводе с немецкого – «Золото Рейна»).

thumbnail430_17041227.jpghttps://www.belcanto.ru/ballet_red.html

С фантастической работоспособностью и энтузиазмом он изучал полифонию, гармонию, композицию у Танеева, Аренского, Ипполитова-Иванова, позже – дирижирование у О. Фрида в Германии, погружался в русскую литературу, философию, психологию, научные открытия. Будучи ответственным и внимательным педагогом, он воспитал целую плеяду известных композиторов, среди которых – Арам Хачатурян, Борис Лятошинский, Лев Книппер, Борис Александров. Сергей Прокофьев, также прошедший школу Глиэра, как-то пошутил: «Кого из композиторов ни спросишь, он оказывается учеником Глиэра — или прямым, или внучатым!».

Обширное музыкальное наследие композитора – 3 симфонии, 6 балетов, 5 опер, 4 инструментальных концерта, музыка для духового и народного оркестров, камерные ансамбли, пьесы – сегодня не столь часто исполняется. Возможно, Глиэр не совершил революции в музыке, но он создавал искреннюю, полную простых человеческих чувств музыку, насыщенную проникновенными мелодиями, которые, как считал сам композитор, написать труднее всего: ведь их нужно выстрадать.

vokzal2-800x561.jpghttps://mytashkent.uz/2017/08/09/glier/

И все же даже в богатую на таланты эпоху Глиэр смог стать первооткрывателем.

Именно он стоял у истоков профессиональной музыкальной культуры среднеазиатских и закавказских республик. С юных лет увлекаясь народной музыкой, Глиэр предпринял фольклорную экспедицию, собственноручно собирая и записывая музыкальный материал. Это стало настоящим прорывом, ведь до ХХ века в Азербайджане мелодии передавались только устно (знаменитый мугам). Так появились оперы «Шахсенем», «Лейли и Меджнун», «Гюльсара», увертюра «Ферганский праздник» и основы профессиональных национальных культур ряда советских республик.

Глиэр, свидетель двух эпох, принял Октябрьскую революцию и органично влился в зарождающуюся советскую культуру. Помимо просветительской работы в требующей окультуривания среде, он создал первый советский балет «Красный мак» о дружбе русского и китайского народов. Впервые прозвучавшая в нем тема классовой борьбы дала толчок для развития драматического балета. Глиэр не только изучил и использовал в партитуре китайскую мелодику, но и возвел до симфонических вершин напетую ему коллегой песенку черноморских моряков «Яблочко». «Красный мак» был поставлен в 1927 году в Большом театре и сыгран за два года 200 раз. Спектакль имел оглушительный успех, а его название перекочевало на духи, конфеты и мыло.

z0pkbfqr4px9zybp_1024.jpghttps://russiainphoto.ru/photos/133430/

Через год балет появился в репертуаре Сибгосоперы в Новосибирске, обнаружение чего немало удивило А. В. Луначарского. Он писал: «…в городе есть театр. Помещается он в старом купеческом собрании, зал мало приспособлен, сцена еще меньше. Но в этом помещении выступает довольно хорошая оперная и балетная труппа. Я, например, имел удовольствие видеть не что иное, как «Красный мак» на малюсенькой сцене, с небольшим количеством балетных танцоров руководителям Новосибирского театра удалось устроить премилый спектакль, удивительно свежий, находчивый в смысле мизансцен. Небольшой оркестр и танцоры нисколько не уронили общего впечатления от постановки, которая достаточно интересна для людей столицы и для новой Сибири, должна быть признана изумительной». «Красный мак» еще долго присутствовал в репертуаре театра.

Еще один подарок Глиэра потомкам – гимн Санкт-Петербурга, созданный на основе «Гимна Великому городу» из балета «Медный всадник». Это произведение также имело счастливую судьбу. Глиэр высоко чтил русскую культуру и ее светоча А. С. Пушкина, с огромным трепетом и энтузиазмом создавал свой шедевр в лучших русских традициях, наполняя музыкальную ткань русским мелосом, лиричностью и танцевальной пластикой.

К слову, к 150-летию композитора Мариинский театр вернул на свою сцену «Медного всадника». Надеемся, и новосибирским почитателям Глиэра когда-нибудь посчастливится увидеть балет на своей сцене, а не ездить за ним в Санкт-Петербург, Астрахань или Саратов. Уж лучше вы к нам!

Ольга Рахманчук

Главное фото