Возвышенное и земное: к 340-летию рождения Иоганна Себастьяна Баха

Все авторские колонки
Фото: https://collegiummusicum.ru/

Фото: https://collegiummusicum.ru/

21 марта исполняется 340 лет со дня рождения великого Баха. В чем величие композитора? Только ли метафора поэтические строки Иосифа Бродского «В каждой музыке Бах, в каждом из нас Бог»? Предлагаем нашим читателям несколько мыслей и фактов о музыке и жизни великого композитора. Выводы делайте сами.
  • Музыка Баха — это рубеж между двумя музыкальными эпохами: полифонической, которую он спрессовал и блестяще завершил, и гармонической, которую предвидел и открыл.

  • Никто, кроме Баха, не смог так гениально соединить горизонталь самостоятельных, сочетающихся друг с другом мелодий (полифония) и вертикаль выстроенных в определенной последовательности аккордов (классическая гармония).

  • Бетховен назвал Баха «Истинным отцом гармонии».

  • Произведения Баха имеют четкую структуру, форму и почти математические правила, в соответствии с канонами своего времени. Но непостижимая глубина, величие и сила эмоционального воздействия рождают впечатление, что его рукой руководил сам Бог.

  • Бах не просто подготовил мир к гармоническому стилю, он совершил в нем революцию, создав «Хорошо темперированный клавир». 24 прелюдии и фуги в каждом из двух томов ХТК написаны во всех существующих 24 тональностях.  Тем самым Бах открыл миру безграничные возможности равномерно темперированного строя, который пришел на смену натурального строя и стал стандартом для всей академической и современной музыки. Но это теория. А для непосвященных ХТК – это тончайшая, глубокая, гениальная музыка.

  • Из-под пера Баха вышло более 1000 произведений во всех существовавших на тот момент жанрах, кроме оперы.

  • Музыка Баха виртуозна. Он был великолепным органистом, современники в большей степени ценили его именно за это. Также виртуозно он владел клавиром и клавесином. А рояля в его времена еще не было.

  • Музыка Баха возвышенная. Мировоззрение композитора было религиозным. Он написал много духовной музыки, украшая партитуры надписями: «Одному Богу слава», «Иисус, помоги». По мнению известного философа и ученого Альберта Швейцера, посвятившего Баху монографию, сама музыка для Баха была богослужением. 

  • Музыка Баха мистическая. Мистические намеки присутствуют даже и в его имени, которое переводится с немецкого как «ручей». Вода — один из символов христианства, этот образ Бах часто использовал. А звуковая расшифровка буквенного обозначения нот B – A – C – H образует крест. Хотя, по мнению того же А. Швейцера, мистицизм Баха не имеет конфессиональных границ. Он — достояние всего человечества.

  • Музыка Баха космическая. Стоит ли удивляться, что в золотой диск «Вояджер», который отправили в космос в 1977 с целью познакомить инопланетян со звуками Земли, вошли фрагменты «Бранденбургского концерта» и «Хорошо темперированного клавира» Баха.

  • Неизвестно, осознавал ли Бах свое величие, но ничто человеческое ему не было чуждо. Он любил лакомиться селедочными головами и обожал кофе – весьма популярное и недешевое увлечение того времени. Своему любимому напитку Бах даже посвятил Кофейную кантату про девушку, которая предпочитает кофе тысяче поцелуев.

  • Характер у Баха был не сахар, он всегда знал, чего хотел, и гневался, если этого не получал. Доходило даже до рукоприкладства, если попадались нерадивые подчиненные.

  • Однажды Бах столь настойчиво требовал отставки у нанимателя, не желавшего повышать его в должности, что попал в тюрьму. Впрочем, не без пользы: там он создал 46 произведений для органа.

  • Бах был дважды женат, первый раз на своей кузине. За год до свадьбы шокированные церковнослужители застали их в пустой церкви позади органа. От двоих жен у него было 20 детей, не все дожили до зрелого возраста.

  • Дети Баха были музыкальными и часто бренчали на клавире. Бах, любивший поспать под музыку, не мог заснуть, если мелодия заканчивалась неустойчивым звуком. Он вскакивал, подходил к инструменту и завершал мелодию устойчивым аккордом, только после этого шел спать дальше.

  • Как и полагается, современники не смогли осознать в полной мере величие Баха. Гораздо более популярны были его музыкальные сыновья.

  • После почти ста лет забвения Иоганна Баха заново открыл миру 20-летний Феликс Мендельсон, исполнивший «Страсти по Матфею». «Этот лейпцигский кантор, – писал Мендельсон, – Божье явление, ясное и все же необъяснимое». 

  • После повторного открытия Баха Мендельсоном его признание как столпа мировой музыкальной культуры стало неоспоримым, как и его влияние на многих великих композиторов. 

  • Музыка Баха прекрасно поддается различным обработкам в стиле рока, джаза, поп-музыки. Больше всего досталось всенародно известной «Токкате и фуге ре минор». Но, пожалуй, наиболее успешными и органичными были именно джазовые интерпретации Баха.

  • Первые эксперименты джазовой обработки Баха предприняла вокальная группа «Swingle Singers» в 60-е годы. Для этого оказалось достаточным немного свинга и деликатного сопровождения ударных. 

  • Известный саксофонист Ли Кониц вообще считает, что Бах был первым джазовым музыкантом.

Наслаждаться Бахом в его исконном виде, выбрать исполнительские или стилевые интерпретации – дело вкуса. В Новосибирске 21 марта, в день рождения великого композитора, он вниманием не обойден. О мероприятиях в честь знаменательной даты читайте здесь.


P.S. Когда автор этой заметки посчитал количество перечисленных фактов о великом и мистическом Бахе, которыми хотелось поделиться, их оказалось ровно 21.

Ольга Рахманчук