Неоклассицизм: масштаб и формы
Принято считать, что расцвет в архитектурном неоклассицизме в России коснулся более позднего периода, чем в Европе. Однако видение архитекторов роднит общая приверженность традициям.
Фото: Академия наук СССР, wikivoyage
В 1950-е городская архитектура выражала себя в эклектике на основе классицизма с применением ордерных форм. Отдавая должное богатому прошлому мировой неоклассики, величество «ордера» возвысилось над зданиями Новосибирска. Таким стал филиал Академии наук СССР (ул. Фрунзе, 11), который был построен в 1937 году по проекту архитектора А. Д. Крячкова. Здесь не слишком явная, но характерная для творчества автора композиция в стиле классицизма граничит с формами в коринфском стиле.
Фото: Академия наук СССР, bsk.nios.ru
В этот период советская архитектурная школа стремилась к гипер монументальным сооружениям с центральным «ордером». Примерами таких построек стали: учебный корпус НИИЖТа (1955, московский архитектор А. С. Масленников), здание бывшего совнархоза (архитектор Н. Ф. Храненко), здание горисполкома (1954, архитекторы В. А. Добролюбов, Н. С. Кузьмин).
Фото: НИИЖТ, ул. Дуси Ковальчук, 191 (Мария Хмелевская, Юлия Леоненко)
Форма восходила на 4–5 этажей, делая архитектуру более тяжеловесной, как бы отделяя себя от человека. Декору многоэтажных жилых зданий были присущи пилястры, карнизы, рустовка первых этажей. Широко применялось включение колонн в лоджиях и на балконах. Неоклассика XX века – это голос из прошлого в настоящем, посвящение эпохе Античности, Ренессансу и лучшим историческим образцам в архитектуре.
Фото: Пантеон, Древний Рим, 118–128 годы н. э.
Конструктивизм: понятный и лаконичный
Фото: Крайисполком, Новосибирское правительство, Красный проспект, 18, 1932 год
Помимо массивных комплексов заводских цехов и инженерных сооружений, в Новосибирске были построены интересные общественные здания. Крайисполком (1931–1932, архитекторы А. Д. Крячков, Б. А. Гордеев, С. П. Тургенев), Госбанк (1931, архитектор А. Д. Крячков), комплекс гостиницы, жилых зданий и спортивного корпуса «Динамо», Дом Крайснабсбыта («Дом с часами», 1932–1934, архитекторы Б. А. Гордеев, С. Н. Тургенев, инженер Н. В. Никитин).
Фото: Химико-технологический техникум, ул. Сакко и Ванцетти, 35, 1929 год
В эти годы в духе повседневного конструктивизма строятся жилые «кварталы-сады»: «Печатники», «Кузбассугль», кварталы у железнодорожного вокзала на ул. Челюскинцев, «Сибсельмаш» по ул. Советской.
Фото: Госбанк, Красный проспект, 27, 1931 год
Влияние стиля на формирование образа городского пространства очевидно. Как и то, что архитектура авангарда на много десятилетий опередила свое время.
Фото: Моисей Гинзбург, Дом Наркомфина, Москва, 1929–1930 годы, admagazine.ru
Модерн: театрально в деталях
Период модерна (он же ар-нуво, либерти, югендстиль) в архитектуре был коротким, но ярким. Он возник на рубеже XIX и ХХ веков, в 1890–1910-е годы.
Фото: Освальд Поливка и Антонин Бальшанек, Общественный дом, Прага, Чехия, 1912 год
Театры, банки, торговые пассажи, железнодорожные вокзалы – архитекторы по-разному преодолевали вторичность форм в поисках уникального стиля. Модерн изучал выразительные возможности конструкций и новых материалов (металла, стекла, железобетона), балансируя между романтизмом и рациональностью.
Фото: Павильон станции «Карлсплац», Вена, Австрия, 1898 год
Для него характерны текучие формы, обилие орнамента, растительные и зооморфные мотивы, изображения женских фигур. При этом в более сдержанном исполнении – это всегда геометрическая ясность, минимальный декор, отсутствие кривых линий.
Фото: Антонио Гауди, Дом Мила, Барселона, Испания, 1906–1910 годы
В Новосибирске стиль представлен прежде всего работами архитектора А. Д. Крячкова. Среди них – Городской торговый корпус (сейчас – Краеведческий музей), 12 школ, Новосибирский областной театр кукол (ул. Ленина, 22), Городские училища (ул. Красноярская, 117, ул. Сибирская, 54).
Фото: Павел Сюзор, «Дом книги», Санкт-Петербург, Невский проспект, 28, 1902 год
В зданиях из красного кирпича с оштукатуренными деталями и каменными вставками по канонам стиля модерн обязательны декоративные элементы и непривычный воздух и объем.
Фото: А. Д. Крячков, Городской торговый корпус, Красный проспект, 23, 1910 год (Евгения Державец)
Графичные силуэты, цветовая палитра фасадов и деталей относят работы А. Д. Крячкова не только к знанию, но и переосмыслению стиля модерн.
Фото: А. Д. Крячков, Городской торговый корпус, Красный проспект, 23, 1910 год (Андрей Чердаков)
Здесь есть рациональные приемы в планировке, освещенность, при этом инженерное оборудование зданий не вступает в противоречие с декоративными элементами стиля или с суровыми климатическими условиями Сибири.
Фото: Новосибирский областной театр кукол, ул. Ленина, 22, 1909–1912 годы
В стиле модерн решены и железнодорожные сооружения, которые примыкали к южной ветке Транссибирской магистрали. Водонапорные башни, станционные здания и подсобные сооружения выполнены в красном кирпиче с композиционными и декоративными приемами. Тоннель под Транссибирской магистралью (Туннельный спуск) также был построен с применением нового для начала века материала – железобетона (инженер Б. П. Храповицкий, 1913 год).
Фото: Городское училище, ул. Сибирская, 54
Определенное влияние модерн оказал и на деревянную архитектуру Новониколаевска. Зодчие экспериментировали с формами и объемами, возводя башенки, окна разного размера с необычной расстекловкой и затейливыми резными фигурами на фасаде. При этом дома могли быть абсолютно прямоугольными или подчеркнуто асимметричными.
Фото: Жилой дом, ул. Коммунистическая, 13
Кирпичная архитектура: причуды и традиции
После пожара 1909 года в Новониколаевске было уничтожено 22 квартала с 800 домами. Чтобы восстановить утраченный облик города, центральные районы было решено сделать зоной исключительно каменного строительства. После пожаров усилился надзор за соблюдением мер безопасности. Деревянные усадьбы, требующие особого внимания и реконструкции, уступали место массовой застройке.
Фото: Дом на ул. Ядринцевской, 25, 1905 год
Широко оценивая преимущества сочетания дерева и камня, строители возводили полукаменные двухэтажные дома, когда первый этаж выкладывали из кирпича, а второй – из дерева.
Фото: Смешанный жилой дом Я. А. Истомина, ул. Депутатская, 15, 1903–1905 годы
Благодаря современным технологиям производства фигурного кирпича была усложнена пластика фасадов. Их стали щедро декорировать, на лица городских зданий оказывал влияние стиль модерн, который визуально пересекался с традициями «русского» стиля. Сам декор не был включен в проект строительства и выполнялся народными мастерами.
Фото: Гостиница «Метрополитен», ул. Революции, 4, 1905 год
Сегодня в Новосибирске расположено множество домов в «кирпичном стиле». Особого внимания заслуживают: макаронная фабрика товарищества «Сибирский мукомол», 1910 год, ул. Фабричная, 33), полукаменный жилой дом В. В. Никитина, 1915 года постройки (ул. Сибревкома, 18), усадьба Терентьевых (ул. Сакко и Ванцетти, 2, ул. Инская, 65), жилой дом Р. М. Копылова, 1901 года постройки (ул. Красноярская, 112).
Фото: Гостиница «Метрополитен», ул. Революции, 4, 1905 год
Деревянное зодчество со временем было интегрировано в общую архитектурную канву. Его памятники реконструируются, и на ряду с первыми кирпичными зданиями являются музейными экспонатами под открытым небом.
Автор Мария Белоногова