30 января Исааку Осиповичу Дунаевскому исполняется 125 лет со дня рождения. Имя певца восходящей советской зари стало практически нарицательным. Он создал хиты, которые ушли в народ и там прочно обосновались: «Каким ты был», «Ой, цветет калина», «Весёлый ветер», «Широка страна моя родная», «Как много девушек хороших». Легко ли было ему на сердце, когда он писал эти искренние, вдохновенные песни?
Дунаевскому выпало жить в многослойную и противоречивую эпоху. В ней всё было бурным: социалистическое строительство, индустриализация и коллективизация, преобразования в науке и образовании и, конечно, в развитии культуры и искусства. Искусство созидающей страны неуклонно стремилось к массовости, доступности и указывало путь к светлому будущему. Резко рванули вперёд кинематограф и цирковое искусство, зашагали по площадям многотысячные праздничные колонны физкультурников. И всё бы неплохо, если бы не тотальный контроль государства над всеми творческими процессами. «Дышите вольно, ребята», – как бы убедительно намекало руководство, – «но только по команде и на четко обозначенную тему».

Исаак Осипович Дунаевский, урожденный Ицхок-Бер бен Бецалел-Йосеф Дунаевский, со своим генетическим навыком балансировки умудрялся лавировать между лирическим дарованием, склонностью говорить о нежных движениях души, и желанием государства воспевать ударный труд сталеваров и лично товарища Сталина. Жизнь его протекала между беспрекословным обожанием широких народных масс и периодической руководяще-партийной пренебрежительностью к композитору «легкого жанра». И протекала невероятно талантливо и плодотворно, несмотря на регулярную «качку». За свои недолгие 55 лет жизни Дунаевский создал музыку к нескольким десяткам кинофильмов, 12 оперетт, четырем балетам, сотне камерных произведений и не сосчитать, сколько песен. Свежие, искристые мелодии выплескивались из него, как шампанское из бокала. Композитор был очень даровит, музыкален и отлично образован. Мог сочинять музыку, не прикасаясь к роялю, и с огромной скоростью писал оркестровки. Воспитанный на Бетховене, Брамсе, Чайковском и Бородине, Исаак Осипович вспоминал: «Именно моя солидная музыкальная закваска помогла мне и помогает творить легкую музыку серьезными средствами». Он не писал легко и бездумно, был очень требователен к себе и своим соавторам. Создавая эпохальную «Песню о Родине», которая стала позывными сигналами Центрального радио и чуть не стала гимном СССР, Дунаевский просто измучил автора текста — Лебедева-Кумача — и себя заодно. Поэт писал: «Все жилы мы вымотали друг другу, особенно ты мне». Работа продолжалась полгода, и только 36-й вариант песни удовлетворил авторов.

Приверженность к «легкому жанру» иногда приносила малоприятные плоды: песенный жанр считали не очень серьезным, композитора упрекали в легковесности, отказывали в издании его произведений. Некоторые коллеги, когда по-доброму, когда и не очень, иронизировали по этому поводу. А великий современник и приятель Дунаевского Дмитрий Шостакович, с которым они иногда играли в преферанс, очень уважал коллегу. Вот как, например, он писал о симфонизме увертюры к «Капитану Гранту»: «Эта увертюра — симфоническое произведение большого накала и темперамента…»
Дунаевского считают одним из создателей жанров советской оперетты и музыкальной комедии. С этим трудно не согласиться. Попытайтесь воспроизвести в памяти кадры советских фильмов «Весёлые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь», «Кубанские казаки», и вы увидите их героев непременно поющими! Ведь музыка в этих фильмах с легкой руки Дунаевского стала неотъемлемой участницей общей драматургии. А сами фильмы — воплощенная советская мечта, очищенная от суровых реалий.

Ещё одно новшество Дунаевский вместе с Леонидом Утесовым «протащил» в советскую музыкальную культуру — джаз. Утесов, давно задумавший эту аферу, понимал: чтобы её осуществить, нужно придать американскому джазу «советскости». Дунаевский показался ему самой подходящей кандидатурой для этой цели. Своему другу Дуне (так называли Дунаевского близкие) Утесов писал: «...надо поворачивать руль влево. Паруса полощутся, их не надувает ветер родной земли. Я хочу сделать поворот в своем джазе. Помоги мне». Перелопатив тонны грампластинок, изучив чужеродные ритмы рэгтайма и диксиленда, вдохновившись симфоджазом Джорджа Гершвина, друзья выдали на-гора советский джаз «Весёлых ребят». Народ восторженно подхватил песни в исполнении Леонида Утесова и Любови Орловой. Фильм понравился вождю, и советское правительство одобрило воспевание советской действительности посредством джаза. А вот песня, посвященная товарищу Сталину в благодарность за признание, адресату не понравилась. Ну никак не удавался лирическому композитору нужный уровень помпезной официозности. К счастью, обошлось без последствий (говорят, вождю не только эта песня, но и её автор не очень-то и нравились, но терпел, признавал заслуги).

Исаак Дунаевский хотел и стремился приносить пользу своей неспокойной Родине. В парадные 30-е годы звонко и празднично укреплял дух строителей коммунизма, в суровые 40-е годы поднимал дух тружеников тыла и солдат по всей стране перед отправкой на фронт в качестве руководителя ансамбля песни и пляски. В измученное послевоенное поколение вселял веру и надежду на весну и любовь своими лучезарными песнями — «Вольным ветром» и «Белой акацией».
Композитор, дирижёр, педагог, общественный деятель, всеми любимый и почитаемый народный артист Исаак Дунаевский был удостоен множества разнокалиберных наград СССР, дважды становился лауреатом Сталинской премии. Но, когда в очередной раз соблюдаемый им всю жизнь шаткий баланс пошатнулся, Дунаевский попал под прессинг партийных «доброжелателей» в рамках «борьбы с космополитизмом». К публичным проблемам добавились личные. Он очень переживал, болел. Всего лишь в 55 лет Исаак Дунаевский ушел из жизни, оставив потомкам свою нестареющую музыку с ощущением радости и надежды, с запахом цветущих яблонь и белой акации.
На фотографии, которую когда-то Любовь Орлова подарила Дунаевскому, стоит надпись: «И тот, кто с Дуней по жизни шагает, тот никогда и нигде не пропадёт!»
Ольга Рахманчук