Артем Рубин: от детских воспоминаний до педагогического опыта

Все ключ к успеху

В новом выпуске рубрики «Школа искусств – мой ключ к успеху!» Артём Рубин, директор ДШИ №23 и доцент кафедры народных инструментов Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки, рассказал о своем профессиональном пути. Он поделился воспоминаниями о годах, проведенных в детской музыкальной школе, где были заложены основы его музыкальной и преподавательской карьеры.

Расскажите, в какой школе вы учились?

Я учился в музыкальной школе №2 города Заринска, Алтайский край. До сих пор регулярно с ней контактирую. Недавно там открыли зал после реставрации по нацпроекту, и они, естественно, периодически приглашают туда своих выпускников. А потом мы приехали туда нашим квартетом. Раньше я не мечтал, что когда-то приеду в свою родную школу не только как выпускник, но и со своими талантливыми учениками. У меня очень теплые воспоминания о школе, об учителях. Школа была таким оплотом, куда я бежал после общеобразовательной школы и проводил всё оставшееся время. Это было место, где я был по-настоящему счастливым. Я мог быть самим собой и нашёл себя. А жизнь там кипела творчеством.

r7ur3KbcEkc.jpg

Детская музыкальная школа № 2 города Заринска

Что было главным, что определило ваш выбор профессии?

У мальчиков обычно много сомнений, когда они выбирают, кем стать. Тебе постоянно задают вопрос: действительно ли ты хочешь заниматься музыкой профессионально, сможешь ли прокормить семью и так далее. Школа дала мне такую фундаментальную основу, что ушли все сомнения. У нас был мощный коллектив преподавателей. Мой преподаватель по специальности – это образ молодого педагога, в недавнем – выпускника музыкального училища. Он приехал в свою родную школу, играл в преподавательском оркестре, хотя из преподавателей иногда даже ансамбль трудно собрать. Запомнился шикарный преподаватель по ансамблю. Он посадил нас с приятелем в дуэт, подбирал классный репертуар, и нас чуть ли не на руках носили! Везде звали, приглашали, давали гран-при. Это очень воодушевляло! Вообще в коллективе было много молодых преподавателей и бурлящая творческая жизнь. Хотя школа была музыкальная школа, там очень много было хореографических коллективов. Помню концерты, конкурсы, транспаранты красочные с поздравлениями в фойе. Мы много ездили на концерты. Наверное, это творческое кипение и было самым мощным стимулом в выборе профессии.

WhatsApp_Image_2024-03-17_at_9.37.54_PM.jpeg

Артём Рубин и Квартет баянистов имени А.В.Крупина в ДМШ №2 г. Заринска

Какой самый интересный опыт вам запомнился во время учебы в школе?

Очень запомнились выездные конкурсы, особенно в дальние регионы, типа Кузбасса. Во-первых, потому что приезжали крутые педагоги из Красноярска, Москвы, Новосибирска, талантливейший Крупин Александр Витальевич со своей большой командой из десятилетки. Когда мы, среднестатистическая школа, получали диплом за призовое место, а там по 25 участников в группе, это было круто. Но мне запомнились поездки ещё и потому, что мы там получали первые жизненные уроки. Мы так интересно существовали целую неделю! Я впервые узнал, что такое быстрорастворимая лапша, мы ею всю неделю питались. А в поезде еще добавляли в нее классные консервы, чтобы не было так грустно. Нищета же была, 97-й год примерно. 

Поездки были разные и очень стимулировали. Я начинал учиться бодро, но к 3 классу поплыл, ленца началась – я с утра до вечера на футбольном поле проводил. Мальчишке же заниматься неохота! У меня был тайминг занятий – 1 час. Я еле доживал до 55 минут, последние 5 минут казались самыми сложными, и бежал в футбол играть. Но после первых побед появился азарт, я включился в занятия более-менее серьёзно. Да и школа мотивировала к победам, создала все условия для этого. Школа привила с детства любовь к инструменту, любовь проводить время за инструментом.

Какова роль учителя в музыкальном образовании?

Часто бывает, не повезёт с преподавателем. Может так сложиться, что ребёнок так и не поймёт, для чего ему фортепиано купили. Он с трудом, больше для родителей, отходит в школу, набьет оскомину и потом это всё с болью вспоминает. Важна вера учителя в тебя, твоя вера в учителя. Мне в этом повезло: мои учителя вели меня по профессии.

MBrwoxFhde4.jpg

Когда вы поняли, что преподавательская деятельность станет вашей специальностью?

Всё прозаично. У меня просто рано начались проблемы с игровым аппаратом. Целый год практически я не играл, искал врачей. Врачи интересные попадались. В обычной поликлинике мне сказали: «Прилепи перцовый пластырь, всё пройдёт». Когда у меня отваливалась рука, начиная с плеча, а спустя время пальцы вообще перестали работать, я начал понимать, что моя работа будет за компьютером с бумагами. Это со временем привело к административной должности. Возможно, если бы не эти обстоятельства, всё бы сложилось по-другому.

Получается, что вы занялись педагогической деятельностью от безнадёги? Или всё-таки что-то в душе шевелилось?

Я рано начал преподавать. Когда был совсем зелёный, студентом консерватории, меня просили какие-то курсы провести, куда-то съездить с учениками моего педагога, если он не мог, дополнительно позаниматься. Я делал это с удовольствием. Я чувствовал, что мы находим общий язык с ребятами. Мне прямо хотелось что-то им подсказать и было что подсказать. Так что педагогического пороху я еще в консерватории понюхал. Да и в исполнительском опыте на конкурсах понюхал. Я много где участвовал, бывало побеждал, а бывало и на второй тур даже не проходил. Тогда ты воспринимаешь это как трагедию, как удар судьбы. Но в то же время понимаешь, что для преподавания самый разный опыт нужен, ты можешь поделиться им с учениками: как настраиваться, чтобы шока не было, когда вдруг твои ожидания не сойдутся с результатом, как справляться с проблемами со здоровьем, через которые сам прошел. Если ребята, которые идут к тебе, за доверием, за взаимоотношениями, приходит и удовольствие от работы, и результат.

_c7IAGmuaww.jpg

Вы, наверное, самый молодой директор музыкальной школы в Новосибирске. Как вы себя чувствуете в этой роли и что, возможно, вас к этому подготовило?

Есть в жизни истории, к которым подготовиться невозможно. Скажем, сколько бы невеста ни причитала про семейную жизнь, она никогда до конца не знает, что такое быть женой мужа. Процитирую Александра Тихоновича Марченко, что в мои планы это не входило. Прежний директор, всеми любимая и уважаемая Елена Давидовна Иохимович, видела во мне потенциал руководителя. Хотя мне она об этом не говорила, видимо, берегла, боялась напугать. Очень уж хлопотно быть директором муниципального учреждения культуры. Я на тот момент занимался педагогикой в разных учреждениях, нагрузка и там немаленькая. А мне почти 35, надо как-то определяться. Я поначалу был сильно растерян. Елены Давидовны не стало к сентябрю. Это же надо было осмелиться такое на себя взвалить, как-то год начинать. Я понимал, что студентов не брошу, и как всё это совмещать? Я начал долго думать, с семьёй обсуждать, советоваться с уважаемыми мною людьми.  Помогло то, что я десять лет был заместителем, всё в школе было мне родное, я понимал, как всё устроено.

msj5eI26Wdo.jpg

Так что решение было нелёгким. У меня нет иллюзий по поводу директорского кресла, я думал об этом не как об успехе, а как об огромной ответственности. Коллектив, масса детей, родителей, покупка инструментов, протекающие крыши, постоянно возникающие вопросы. Когда два месяца подряд глаз дёргается от переживаний, это сложно назвать успехом. Много бюрократии, статистика, отчёты, цифры, регламенты, куча сиюминутных проблем, это помимо творчества и ключевого процесса! Порой хочется всю эту волокиту в пушку зарядить и на Луну отправить!

Но административные сложности не должны касаться детей. Они должны получать качественное академическое образование, учиться у классных педагогов, которым доверяют, заниматься в отремонтированных помещениях, участвовать в конкурсах и разных событиях. В школе должна бурлить жизнь и творчество, присутствовать доверительная атмосфера. Это та атмосфера, которая окружала меня в детстве, в моей музыкальной школе. В этом – ключ к успеху!

Ольга Рахманчук

Фото: Детская музыкальная школа № 2 города Заринска, страница ВК Артем Рубин