Писательница Алёна Селютина рассказала, как создаются бестселлеры, соединяющие в себе русскую сказку с практической психологией.
Алена Селютина родилась и выросла в Томской области, окончила Юридический институт Томского государственного университета, живет в Новосибирске. Автор цикла «Долго и счастливо», включающего три романа («И жили они долго и счастливо», «О детях Кощеевых», «Ярослава и Грач») и две повести («Сказка для Несмеяны» и «Мутные воды») и романа «А леса у нас тихие...».
«10 советов, как стать счастливой», «К себе нежно», «Бархатное сердце», «Разреши себе» — сегодня этот бурный книжный поток занимает самый большой процент в продажах. Читали ли вы подобную литературу и не стали ли ваши книги ее альтернативой?
Вся перечисленная литература существует в едином пространстве и вроде бы неплохо уживается. Человеку, пытающемуся разобраться в себе и в окружающем его мире, одной книги для этого никогда не хватит. К тому же все мы разные, и ответы нам тоже часто нужны разные и данные в разном формате, и разнообразие — это хорошо. А я не претендую на то, чтобы мои книги считались учебниками по психологии, и вряд ли могу давать кому-то советы. Я просто рассказываю истории.
Прочитав обе книги, мне очень захотелось, чтобы их прочитала моя внучка, хотя ей всего 13 лет. Ваша целевая аудитория — это исключительно женщины? Какой возраст? Образование?
Наверное, начать нужно с того, что все мои книги очень разные, по-разному написаны, поднимают разные вопросы и ориентированы на разных читателей. Если брать конкретно «И жили они долго и счастливо» — а это книга о многолетнем браке, то я действительно когда-то думала, что ее целевая аудитория — женщины от тридцати лет, имеющие ребенка и опыт замужества. Как показала практика, это не так, аудитория шире, меня читают и молодые девушки, еще не имеющие собственной семьи, и мужчины разных возрастов. О чем это говорит? О том, что все мы разные, и не только возрастом и полом определяется круг наших интересов и волнующих нас проблем.
«О детях Кощеевых» я позиционировала как книгу для молодых людей от семнадцати до двадцати пяти, но в результате ее с интересом читают родители подростков и просто взрослые люди. Она о первых отношениях, о первых ошибках, о согласии в сексе, о травме и о том, какого жить с человеком с травмой. А есть у меня история про пятидесятилетнего мужчину, потерявшего жену, а вместе с ней и понимание того, как продолжать существовать на белом свете. Ее основная целевая аудитория, как мне кажется, — люди, столкнувшиеся со смертью близких и с необходимостью прожить это горе и идти дальше без любимого человека. Но есть вероятность, что я снова ошибаюсь.
Начиная книгу, я удивлялась: ну что за детский сад! Главные герои — Кощей Бессмертный и Василиса Премудрая. Тут же и Финист Ясный Сокол и другие сказочные герои. Вчиталась и удивилась еще больше. Как же органично они вплелись в канву повествования. Какие они живые, настоящие, рефлексирующие. Почему выбран жанр сказки, точнее, магического фэнтези?
Фэнтези — уникальный жанр. Позволяет безопасно поговорить о сложных, триггерных вещах, которые под вуалью сказки перестают казаться столь страшными. А ведь на самом деле тема брака для многих очень непроста. А под магией в качестве метафоры можно показать самые разные психологические процессы.
Я знаю, что у вас нет психологического образования, но ваши книги — это в полном смысле сказочное пособие для тех, кто хочет понять себя, разобраться в институте брака, в правах и обязанностях женщины и мужчины, а в дальнейшем — мужа и жены. В проблемах семей. Это тема — психология отношений — сразу ставилась во главу угла? Сюжет лишь на нее нанизывался? Почему?
Мне не нравится слово «пособие». Я не психолог, не гуру и не истина в последней инстанции. Я пыталась разложить по полочкам свои мысли о браке и написала «И жили...». Но это только мое мнение, основанное на моем личном опыте, пропущенное через призму моего мировоззрения. Не думаю, что оно подойдет всем.
Психология отношений, самых разных отношений — это предмет моего большого интереса, и я тащу его во все свои книги. Начиная историю, я, как правило, точно знаю, о чем хочу в ней поговорить. О браке («И жили...»), отравме и сексе («О детях Кощеевых»), о кризисах семейной жизни, взрослении и несовпадении жизненных сценариев у супругов («Ярослава и Грач»), о родительстве, о том, существуют ли нормы для отношений («Мутные воды»), о смерти («А леса у нас тихие...»). И, разумеется, сюжет должен отвечать теме. Но иногда тема приходит по мере развития сюжета. Например, в романе «А леса у нас тихие...» тема ответственности за тех, кто остался, пришла уже где-то в середине истории, когда главный герой внезапно осознал, что за два года горя он полностью утратил контакт со своими детьми.
У меня вовсе не было цели создать идеальный образ. Цель была описать живую женщину в условиях брака. Василиса — это образ женщины спокойной, домашней, доброй, но без особых амбиций, любящей поболтать за чаем с подругами, а вечером перед сном почитать книжку в постели, ценящей свою семью и домашний уют. Местами Василиса инфантильна, довольно долго, радуясь благополучию своего второго брака после очень несчастливого первого, она отказывалась замечать, насколько измотан ее муж. В общем, нет, она не идеальна. Просто такой тип женщины.
В противовес ей идет Настя, которая всю эту тихую спокойную жизнь на дух не переносит, которой очень тяжело далось материнство и для которой роль исключительно жены, матери, хозяйки смерти подобна. Настя, которая очень долго пыталась все свои желания в себе перебороть, чтобы стать Соколу идеальной женой, и едва не заплатила за это очень дорого. Потому что ломать себя об колено — это плохая история.
Они очень разные — Настя и Василиса, но ведь именно Настя становится для Василисы проводником в семейные отношения, где любовь — это в первую очередь забота друг о друге и ответственность друг перед другом. И это Настя говорит Василисе: «Иногда одному приходится потерпеть, и это нормально. Ненормально, когда терпит кто-то один и постоянно». Моя любимица и мой идеал как раз Настя, сумевшая найти баланс между своей неуемной натурой, требующей свободы и движения, и семьей.
Существуют ли такие женщины, как Настя и Василиса? Конечно. Встречала ли я их в жизни? Да. Всем ли нужно быть такими? Большой вопрос.
Иллюстрация: Марина Сафонова
Сваренный кофе умиляет, восхищает и радует... А разве сварить жене кофе по утрам — это такой подвиг? Детей у Кощеевых нет, утра проходят размеренно, Константин Иосифович жаворонок, и он, и Василиса работают, хозяйством тоже занимаются на равных... Если при таких вводных мы начнем воспринимать приготовленный кофе и предложение подвести до работы как сверхзаботу, значит, у нас все совсем плохо. А вот за что я Кощею действительно благодарна — так это за то, что он отправил Василису к Горбунку (штатный психолог при Конторе), когда понял, что с определенной ее проблемой сам справится не может, а его жене эта проблема сильно отравляет жизнь.
Что же касается жертвы, то в «И жили... » каждый из четырех главных героев приносит жертву во имя другого. Василиса сама предлагает Кощею уйти в Навь, когда осознает, насколько он устал, хотя для нее это все равно что похоронить себя. Настя прикрывает Сокола от стрелы, Сокол отдает ей половину оставшегося ему срока на этой земле. И на самом деле все это — своеобразная преамбула к финалу.
Наталья Берязева
Фото из личного архива Алёны Селютиной