Литературу можно полюбить! В этом уверена писатель и преподаватель русского языка и литературы Майя Бессонова.
Майя Бессонова — выпускница гуманитарного факультета НГУ, многодетная мама, автор книг «Башня падает», «Ане завтра в детский сад», «Маленькое голубое платье», вышедших в издательствах «Архипелаг» и «Аквилегия-М». Преподаватель русского языка и литературы в частной школе «Сова». Стаж преподавания — 10 лет.
Майя, вы известный писатель, мама троих детей. Зачем вам преподавать?
После университета я поступила в аспирантуру, где собиралась писать диссертацию по Чехову. Проучилась там полгода и поняла, что это не совсем то, чем бы я хотела заниматься всю оставшуюся жизнь. Сидеть без дела я не умею, поэтому пошла в школу. Собиралась только попробовать, но осталась. Поняла, что это мое, что, работая с детьми, я смогу принести гораздо больше пользы, чем в науке, написав очередные двести страниц о Чехове.
Что вам нравится больше преподавать — русский язык или литературу?
Одинаково. Русский как школьный предмет более четкий, логичный. Преподавать его гораздо проще, чем литературу: объяснила теорию — отработали практику. Так как ОГЭ и ЕГЭ по русскому обязательны, то все понимают, зачем это надо, и, хочешь не хочешь, учат.
С литературой все намного сложнее, поэтому многие учителя ее не любят. Экзамены сдают единицы, а по мнению остальных, она не очень-то и нужна. Но зато я абсолютно точно понимаю, что это нужно мне. Нужно, чтобы ученики поняли, что литература — это интересно и нужно, поняли, зачем нужно читать, какая в этом польза, какое огромное там есть удовольствие.
Поэтому я трачу на подготовку уроков по литературе гораздо больше времени, никогда не «прогоняю» схематично биографии писателей, рассказываю интересное и жизненное, хочу, чтобы они почувствовали, каким человеком был автор: живой, талантливый, со своими достоинствами и недостатками.
То же и с произведениями: в каждом пытаюсь найти то, что откликнется именно этому возрасту, объяснить произведение, иногда даже перевести «с русского на русский».
Классическая литература в школе. Рыдают все: и родители, и учителя, и ученики. Можно ли сегодня увлечь «архаичными», на взгляд детей, произведениями? Как? Поделитесь секретами.
Конечно, можно. Учитель — это всегда интерпретатор. Ты должен, понимая, что за класс, что за люди перед тобой, «оживить» то, что было написано сотни лет назад.
В школьной программе представлены в основном «наши великие», а великие они именно потому, что каждый там найдет для себя что-то важное и полезное. Нужно потратить время и выудить именно это важное, совершенно не обязательно заставляя читать все произведение полностью.
Очень важно показать, что литературные герои были живыми людьми. Мы пишем расписание Онегина, считаем, сколько он тратил на ужин в ресторане. Изучаем быт и нравы 19 века, чтобы понять, почему поступок Татьяны был настолько шокирующим: подумаешь, первая написала… Говорим о том, чем был Бог и религия в то время, почему вера определяла жизнь людей. И уже через эти подробности смотрим, чем же так важна эта история, которую нам рассказывает человек, живший сто и двести лет назад.
Если бы министром образования были вы, то?
Немного пересмотрела школьную программу по литературе. Сделала бы ее менее объемной, чтобы оставалось больше часов на изучение основных произведений.
Пять книг современных авторов, которые вы рекомендуете для прочтения подросткам?
Ульф Старк «Пусть танцуют белые медведи», Харпер Ли «Убить пересмешника», Тамара Михеева «Янка», Дэниел Киз «Цветы для Элджернона», Вениамин Каверин «Два капитана».
Литература — сложно. Поэзия — это уже больно. Дети не хотят читать стихи, хотя все сочиняют. У Николая Жаринова есть блестящие лекции по поэзии. Но это уже для тех, кто «научился читать». Как донести красоту поэзии и ее необходимость школьникам?
Как и во всем — начинать с малого, простого — объяснять строение стиха, метафоры и олицетворения на стихотворениях Елены Мамонтовой, Андрея Усачева, Марины Бородицкой. Затем переходить к более сложным формам и более сложным произведениям.
Не согласна с тем, что никто не хочет читать стихи. Хотят, слышат, понимают. Просто произведения должны быть подобраны по возрасту.
Зачем мы читаем стихи? Ищем ответы на вопросы, ищем что-то созвучное нашему состоянию, откликающееся нам в данный момент.
Поэтому нужно подходить к изучению поэзии не формально и официально, а более тщательно, подбирая для каждого конкретного возраста, для конкретной обстановки и ситуации.
Никогда не обхожу вниманием тексты песен: там много жемчужин, много красивого и важного, и музыка только помогает это почувствовать. Дети часто удивляются: «Это что, тоже стихи? А что, так можно было?»
И, пожалуйста, ваши размышления о сегодняшних школьниках. Как мешают-помогают гаджеты. Плюсы и минусы информатизации для детей?
На мой взгляд, сегодняшние школьники ничем не отличаются от тех, которыми были мы. Те же вопросы, те же проблемы. У них больше информации, она более доступная. В этом есть и плюсы, и минусы. Сейчас одним из самых главных навыков, которому, в том числе, нужно учить и в школе, является умение фильтровать информацию, уметь отличать достоверные источники от недостоверных.
Гаджеты, несомненно, помогают в обучении, делают его более разнообразным, «объемным», понятным: мы можем послушать голос Толстого, можем посмотреть картины — иллюстрации из Третьяковской галереи, это очень помогает в изучении материала.
С другой стороны, при отсутствии навыка самоконтроля и цифровой гигиены они опасны прокрастинацией, полным погружением в бессмысленный, но яркий контент. Но эта проблема касается не только детей, но и взрослых. Нам они тоже часто мешают сосредоточиться или завершить важное дело, к сожалению.
Наталья Берязева