
Писательница Татьяна Рабцева рассказала «Культуре Новосибирска» о том, что начинать писать никогда не поздно, главное — позволить себе это и сделать первый шаг.
Татьяна Рабцева — детский писатель из Бердска, мама пятерых детей, член Союза писателей России, автор книг «Сказка о старом гвозде», «Стихи для малышей», «Вовка идет в детский сад», «Про Катю, Вовку и зайцев, которые умеют читать», «Смешные стихи», «Тут звери и птицы на каждой странице», «Веселая стихазбука». Сотрудничает с издательствами «Стрекоза», «Архипелаг», «Бимбимон». Руководит литературными студиями для детей и подростков.
Я знаю, что вы начали писать в 36 лет, когда подрос ваш пятый ребенок. Но я думаю, что вы писали, рассказывали, сочиняли всегда, но все это было в стол. Как пособие для мамы, пытающейся успокоить детей. Когда пришло осознание, что написанное надо издать?
Это может показаться странным, но и сочинять, и писать я начала только в тридцать шесть лет. Творческое начало до этого почему-то никак себя не проявляло, хотя способности были. Осознание, что написанное надо издать, пришло примерно через год после первого придуманного стихотворения.
Путь от сочинительства до писательства профессионального был длинным? И первые отосланные в редакции работы — это проза или поэзия?
Я и сейчас иногда сомневаюсь в своем профессионализме, синдром самозванца дает о себе знать, но длинного пути не было. Некоторые ранние стихи получились не хуже последних. Первые отосланные рукописи были со стихами. Публикации с ними можно найти в детском журнале «Шишкин лес» и в газете «Ставроша».
Сегодня многие издательства не берут стихи, ссылаясь на то, что на них нет спроса. Как вы находите своих издателей?
Как и многие другие авторы, рассылаю рукописи самотеком. Видимо, важную роль играет еще и некоторое авторское везение. В 2024 году у меня вышло семь книг в двух разных издательствах, шесть из них со стихами.
Что вы больше любите писать: прозу или стихи? Почему?
Больше люблю писать стихи, в этом есть какое-то волшебство. Проза, особенно объемная, дается гораздо тяжелее. Видимо, бег на длинные дистанции не для меня.
Сегодня дети, переходя из «началки» в среднюю школу, теряют свои сочинительские навыки. Они начинают думать и делать «как надо». То есть по предлагаемому шаблону. Как сохранить творческое начало у детей?
Не уверена, что тут есть один на всех рецепт. Мне кажется, что часто дети не то что бы привыкают делать «как надо», а просто стесняются показать свое я. Боятся быть непонятыми, осмеянными и начинают писать по шаблону. Нужно постараться помочь ребенку раскрыться, почувствовать свой неповторимый голос.
Писатель — это человек, который видит и чувствует больше, чем обычный. Он умеет заглядывать в иные миры, в зазеркалье, а главное — сохранять детство в душе. Особенно это касается детских авторов. Как вам удается сохранить своего внутреннего ребенка? И говорить от его имени?
Есть такое мнение, и я с ним согласна, что детские писатели, даже повзрослев, остаются в душе детьми. Им не нужно прикладывать к этому никаких усилий.
Все ваши герои не старше 12 лет. То есть это ваша целевая аудитория, как говорят маркетологи. Почему именно этот возраст вам более всего интересен?
Самый любимый возраст еще младше: от трех до пяти. Дети в этом возрасте такие искренние, непосредственные, так забавно рассуждают. Да и мой внутренний ребенок как раз их ровесник.
Вы преподаете литературное мастерство для детей. Ваши ученики выигрывают престижные детские литературные конкурсы. Это уже подростки. Что вам больше нравится: писать самой или учить других создавать свои собственные литературные произведения? Чьим успехам вы радуетесь больше: своим или учеников?
Скорее — писать самой, но работать с детьми тоже очень интересно. Они меня многому учат, помогают увидеть мир глазами подростка. Радуюсь и за себя, и за учеников почти одинаково.
В Москве только что прошла очередная книжная ярмарка. Участники-писатели жалуются, что предложение сильно превышает спрос. Книга стала мало востребованным товаром. Вы это тоже на себе ощущаете?
Я не слишком хорошо осведомлена, насколько быстро продаются мои книги, но вижу, что тиражи заканчиваются, допечатываются, значит, не все так плохо.
Вы сами часто покупаете книги? Есть ли у вас домашняя библиотека. Какие книги особенно любимы вашими детьми?
Я довольно активный покупатель и читатель. У нас дома очень большая библиотека. Книг, я бы сказала, чересчур много. Читаем с детьми как классику, так и современных авторов. Больше других они любят книги Астрид Линдгрен, Драгунского, Носова, Зощенко. Классика побеждает.
Мама-писатель. Как к вашему творчеству относятся в семье?
Семья меня очень поддерживает. Они и мои первые читатели, и редакторы, и идейные вдохновители.
Вы часто выступаете в школах и детских садах. Дети часто подходят и сообщают: «Я написал стихотворение. Можно я прочту?». Да, и потом читают. Вы видите, что это просто тихий ужас. Как вы поступаете в таких ситуациях?
Стараюсь не спугнуть музу. У ребенка со временем еще может проявиться талант. Стихи юного поэта и графомана бывают близки по содержанию и исполнению, но это не одно и то же. Если есть за что похвалить, обязательно подмечаю удачные места. Если все совсем плохо, все равно хвалю за то, что пробует писать. Советую больше читать, иногда деликатно указываю на ошибки.
Дети не любят читать. Особенно поэзию. Хотя малышами с радостью продолжали любимые строчки, просили почитать еще. Как можно сохранить любовь к чтению? Как влюбить в поэзию?
Уверена: чтобы во что-то кого-то влюбить, нужно самому быть влюбленным. Ну а из практических советов: постараться найти именно ту книгу, то стихотворение, которые отзовутся в сердце ребенка. Заставят задуматься, загрустить или рассмеяться, не оставят равнодушным.
Если бы учителем литературы в школе была я, то?
Открыла бы детям мир современной детской литературы. В наше время появилась целая плеяда талантливых поэтов и писателей. К сожалению, многие дети, да и взрослые тоже, думают, что все писатели давно умерли.
Китайская мифология. Вы к ней часто обращаетесь. Почему?
Я бы не сказала, что обращаюсь к ней довольно часто, но одна книга, «Персиковый лес», действительно, написана по мотивам китайской легенды. На ее создание меня вдохновили удивительные иллюстрации английского художника Ивонн Гилберт.
Наталья Берязева
Фото: из личного архива Татьяны Рабцевой