Что такое арт-медиация и как понять современное искусство

Все культурный гид

10 лет назад в России еще ничего не знали про арт-медиации, а сегодня эта технология прочно входит в музейную художественную практику. В русле современных тенденций освоил ее и Центр культуры ЦК19. Чтобы погрузиться в предмет и рассказать об этом своим читателям, «Культура Новосибирска» посетила одну из таких арт-медитаций и поговорила об этом с ее ведущей – Ириной Максименко.

Начнем с терминологии. Mediare c латинского – посредник, причем – в любой сфере. В искусстве это посредник между зрителями и произведением. Привычный всем экскурсовод тоже посредник, однако его метод взаимодействия – монолог. Задача же медиатора – организовать общение, вовлечь участников в диалог и создать для этого комфортные условия. Он должен перевести зрителя из наблюдателя в соучастники процесса восприятия произведения искусства. Совместное размышление, проживание, чувствование побуждает человека активировать собственные эмоции и ощущения, тем самым глубже проникнуть в суть авторской задумки и присоединиться к ней, даже в каком-то смысле взять себе. После такой активной работы мозга увиденное уже не забудется, а надолго зафиксируется в памяти.

94AJjHe13rY.jpg

С технологией арт-медиации менеджер публичных программ ЦК19 Ирина Максименко познакомила нас во время посещения выставки «Любовь к фейерверкам» арт-группы BERTOLLO. Яркий, кинематографичный и минималистический проект авторы Андрей и Елена Бертолло готовили долго и тщательно – полтора года, монтировали на протяжении 3-4 дней, выверяя места, свет, детали.

Неискушенному зрителю, воспитанному на классических картинах магистральных эпох, стилей, техник, выставка из самых простых предметов поначалу наверняка покажется странной и непонятной: баночки из-под йогурта, заклеенные крест-накрест красным и черным скотчем, дешевые стразы, фотографии квартир с немудреным постсоветским шиком, несколько видео с мобильного телефона и т. д. Понять замысел самостоятельно и без предварительной подготовки было бы затруднительно. Но! Особенность современного искусства в том, что оно сосуществует и соавторствует со зрителем, его эмоциями и сознанием. Зритель должен анализировать не столько то, что видит, сколько то, что чувствует. Если он к этому не готов, в действие вступает медиатор: пробудить зрителя, чтобы тот смог сконструировать свою историю – суть процесса арт-медиации.

IMG_1302.JPG

Ирина ведет экскурсию по залам (публика местами в задумчивости, местами – в озадаченности), задает вопросы, кто-то отвечает, кто-то молчит. Она не расстраивается: задумались, появилась мысль в глазах – уже хорошо. Деликатно, но энергично и эмоционально, нащупывается путь к сознанию зрителей. Не все сразу – тут важна и степень насмотренности, и уровень знаний, и раскрепощенность. Постепенно в разговор включается все больше участников. Слушаем, смотрим, обсуждаем, даже обнюхиваем некоторые экспонаты – для создания образов активируем все органы чувств. Публика расшевелилась. К последнему залу уже выделились несколько самых активных участников диалога, на лицах остальных – улыбки, заинтересованность, понимание, одобрение. Процесс пошел.

После экскурсии мы поговорили с Ириной о ее личном опыте и впечатлениях: как происходит погружение в предмет выставки, что самое важное в арт-медиации, какими компетенциями нужно обладать медиатору.  

Чтобы понять замысел каждой выставки, Ирина общается с ее авторами. Затем долго блуждает вдоль картин или арт-объектов, продумывает план беседы, разговаривает сама с собой. Коллеги относятся с пониманием и уважительно не отвлекают.

IMG_1301.JPG

Конечно, искусствоведческие сведения для медиации важны, но не исчерпывающи. Ирина считает, что больше раскрывается здесь как журналист, чем как искусствовед, так как участника диалога нужно расслабить, разговорить, чтобы найти выход его эмоциям и воспоминания. Ирина, музыкант по образованию, долгие годы работала в журналистике, выпускала программы о культуре города и ее деятелях, заинтересовалась изобразительным искусством, познакомилась со многими художниками, все это и составило основу того опыта, на который можно с успехом опереться.

IMG_1298.JPG

Медиатор, как правило, не выражает своего мнения. Однако в стремлении «заразить» публику нужным настроем, Ирина готова подключать свои собственные переживания, воспоминания, опыт, истории. Современные авторы не возражают, наоборот – приветствуют. Ведь в концептуальном искусстве нет конкретики. Авторы задают вопросы, но не дают ответов. Медиатор заставляет задуматься, высекает искру. На любой вопрос каждый человек может найти для себя свой собственный ответ, он имеет на это право. Искусство, особенно современное, метафорично, оно всегда оставляет пространство для собственного прочтения и «додумывания».

1fWTCjxOSzg.jpg

Чтобы подтолкнуть к размышлению и диалогу, допустимы самые разные формы: игра, дискуссия, даже рисование. На одной из медиаций Ирина предложила участникам повторить пейзажи Парижа. Рисовали все – от студентов до бабушек и дедушек. Ирина до сих пор с трепетом хранит картину молодого человека, который начал рисовать ее в госпитале, на реабилитации. За 15 минут работы стоя (возможно, на протезе) он нарисовал Базилику Сакре-Кер в Париже. Протянув готовый рисунок Ирине, он сказал: «Я добавил любви». В небе над собором простерся ангел. Такой автор увидел своего медиатора...

7QRd9tXAaD0.jpg

Ирина задумывается над тем, чтобы подключить к арт-медиации другие виды искусств – музыку, например, где нужно – джаз, а где-то поп-музыку, в зависимости от концепции. Для более глубокого погружения в себя посредством современного искусства все средства хороши!

Понять и прочувствовать современное концептуальное искусство в ЦК19 в процессе арт-медиации можно каждую субботу и в другие дни по запросам.

Ольга Рахманчук

Фото: Александра Фомич