Мастерская вдохновения: мир керамики и фарфора Валерия Кузнецова

Все культурный гид
Кто не мечтал своими глазами увидеть, как и где происходит чудо рождения произведения искусства! Художник-керамист Валерий Кузнецов радушно пригласил нас в свою мастерскую, где он создает свои изящные, изысканные изделия из керамики и фарфора. С удовольствием делимся впечатлениями с нашими читателями.

Просторное помещение мастерской – отражение его хозяина: все устроено разумно, удобно, чисто, с душой. Многочисленные полочки за многие годы заполнились расписанными тарелочками, заготовками, набросками эскизов, инструментами, подарками друзей, коллекциями всякой всячины. Кроме работ и заготовок – коллекции ключей, слесарных инструментов, бабочек, замысловатой кухонной утвари вроде плевательницы для вишневых косточек… Чего только не собирал этот художник! Конечно, среди его коллекции были и книги, в том числе написанные самим хозяином. Рассматривать и углубляться во всё это можно бесконечно, как будто снимаешь один культурный слой за другим.
Мастерская В. Кузнецова 1

Когда-то помещение мастерской было просто высокой пустой коробкой. Для удобства и функциональности его разделили на зоны по вертикали и горизонтали, оборудовали всем необходимым для творческого процесса. Внизу – работа с глиной, она здесь заготовлена в огромном коробе на несколько месяцев вперед, загребаешь лопатой – и на гончарный круг. На втором этаже – чистовая зона для росписи заготовок. Вокруг много небольших комнат, предназначенных для различных повседневных нужд и, конечно, для дружеских чаепитий. Здесь всегда рады видеть гостей и готовы оказать им теплый приём. 
Чтобы ничто не мешало творческому процессу, рабочее пространство перед началом работы приводится в идеальный порядок: все предметы находятся на своих местах, всё чисто, даже полы вымыты. Только после этого Валерий приступает к работе.

Мастерская В. Кузнецова 2
Заготовки для керамических изделий изготавливаются здесь же, в мастерской. А вот фарфоровые изделия, требующие особой технологии, приезжают с Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге. К этому городу у художника особое отношение, это его источник вдохновения. Там он провел студенческую молодость и постигал азы мастерства. Связь с питерскими друзьями, однокашниками-художниками, до сих пор не порвалась. 
Санкт-Петербургский фарфор Валерий расписывает или, как он это называет, «одевает» в своей мастерской. Техника росписи по фарфору является уникальной и специфичной. Не многие знают тонкости и «фишки», которыми мастерски владеет художник.
Мастерская В. Кузнецова 3
Мастерская всегда открыта для посетителей. Здесь часто проходят мастер-классы. В этом обжитом, намоленном и заряженном творчеством месте разочаровавшихся не бывает. Художник одарит вниманием каждого, благо некоторый педагогический опыт имеется. Главный подход – не только передать технологию процесса, а вдохновить, воодушевить, зарядить творческим поиском, вселить уверенность. И если участники мастер-классов услышат за спиной шуршание крыльев Ангела вдохновения, – уверен художник, – они сделают свою самую лучшую, самую прекрасную работу. Отсутствие нужной подготовки – не препятствие, а, наоборот, преимущество. Особенно восхищают дети: они ничего не боятся, с лёгкостью импровизируют, и в итоге их творчество поражает своими результатами.
Что удивительно, в мастерской практически нет эскизов. Именно это – главный конек и специфика творческого подхода мастера. За редчайшим исключением он не делает эскизы, его работы – импровизации. Как только в голове возникает идея – сразу за лепку или рисование. Это очень захватывающий и интересный процесс, особенно когда рождается что-то новое, неожиданное. День за днем работа продолжается. Что-то переосмысливается, меняется, дополняется, нагружается. В процессе чистой импровизации рождается нужный образ.
Мастерская В. Кузнецова 4
Настоящие творцы всегда находятся в поисках и сомнениях, осмысливают и переосмысливают свои творения в попытках достичь совершенства. Достижимо ли оно? Наш собеседник считает, что нет, но без устремленности к нему творить невозможно. Творческий человек просто запрограммирован на то, чтобы приближаться к совершенству. Керамист всегда требователен к себе и своим работам, считает, что реализация всегда не вполне то, что задумано. По меньшей мере, к совершенству можно приблизиться, и он продолжает стремиться.
Многие, кто видит работы художника, задаются вопросом об их стилистике. Валерий определяет ее как постмодерн с большим количеством элементов авторской декоративности и антуража, свойственного западноевропейскому искусству. Однако точной принадлежности к этим стилям нет, есть лишь отсылка к ним и, в целом, некоторая эклектичность. Значительное влияние на него оказал гениальный художник, русский модернист Михаил Врубель. Яркие, выразительные, преувеличенные глаза своих персонажей Валерий перенял от него. Но опасная демоническая врубелевская тема в сферу его интересов не входит – только светлая энергия, материализация добра и света. Все персонажи имеют легкую полуулыбку. Люди не воспроизводятся анатомически. Это не изображение людей, а, скорее, изображение придуманного мира. Еще одна волнующая тема – ангелы, но не такие, какими их канонически принято изображать – с крыльями, а воздушные, бестелесные, сквозь них можно видеть. Разумеется, в общей концепции мироощущения автора его ангелы – носители света, добра и чистоты.
Валерий Кузнецов (выставка Королевский приём)
Так художник творил, интуитивно воспроизводил свой выдуманный волшебный мир с прихотливыми линиями, яркими цветовыми пятнами и романтическими утонченными лицами, когда в определенный момент он случайно стал королевским. Эта находка неожиданно стала не только творчески успешной, но и коммерчески востребованной. Первые же короли стали уходить со страшной силой, автор сделал их неимоверное количество. Однако к зарабатыванию денег на своем творчестве он относится философски: не отрицает такую возможность и даже признает необходимость, но и не стремится поставить коммерчески успешные серии на поток. При таком подходе иногда деньги просто каким-то странным образом притягиваются, позволяя успешно балансировать между потребностью выразить себя, прожить интересную жизнь и необходимостью материально существовать в этом мире.
Мастерская В. Кузнецова 5
Мы долго блуждали по мастерской, открывая для себя все новые детали этого почти что музея художественного творчества. Уютно и по-домашнему пили чай с печенюшками, разговаривая о великих художниках, тонкостях росписи, соотношениях цвета, фактур, линий, достижения такой гармонии вдохновения, когда получается абсолютно всё, той гармонии, которая, несомненно, живет в сердце Валерия Кузнецова.

Ольга Рахманчук