Новый «Риголетто»: как высокая мода приходит на театральную сцену

Все культурный гид

Театральный сезон в Новосибирске венчает постановка легендарной оперы Джузеппе Верди «Риголетто». Историю любви и ненависти, мести и раскаяния, написанную в конце 19-го века, за полтора столетия показали на всех мировых сценах.

ATS03385.JPG

Истинным украшением спектакля на сцене НОВАТа стали костюмы персонажей, которые разработал художник по костюмам Государственного академического центрального театра кукол имени С. В. Образцова, дизайнер Сергей Пугачев. Опираясь на свое видение эпохи и на понимание общей картины режиссером Вячеславом Стародубцевым, автор остановился на варианте неоклассической стилизации Ренессанса: с одной стороны – это дань уважения к эпохе, с другой – актуальные, созвучные современной эстетике визуальные образы, в том числе стилизованные элементы дворцовых кованых решеток – эту идею Сергею навеяли экстерьеры самого новосибирского театра при первом знакомстве с ним.

AMT00816.JPG

«Рассказать известнейшую историю с колоссальным бэкграундом постановок новым визуальным языком, заинтересовать публику и сохранить уважение к классике – эта постановка стала для меня интересным профессиональным вызовом. События пьесы «Король забавляется» Гюго, который лег в основу либретто, происходят в начале 16-ого века. Было очевидным, что костюмы должны отражать эпоху позднего ренессанса. Но буквальное копирование той эпохи художники проделывали уже много раз. Во избежание этого, я остановился на варианте стилизации и приступил к отрисовке эскизов костюмов в неоклассическом стиле. В помощь мне были текст либретто, богатая психологическими оттенками музыка Верди и мой опыт художника-модельера», – рассказывает художник по костюмам Сергей Пугачев.

ATS00112 (1).JPG

Как отмечает создатель костюмов haute couture, в основе образов героев Верди лежит контраст их характеров. Это стало отправной точкой и лейтмотивом линий в костюмах нового прочтения автора, под девизом неоклассической геометрии, стиля и роскоши образов эпохи Возрождения: симбиоз архитектурного кроя, переплетения линий, остроты асимметрии и игры контрастов, сочная цветовой гамма, богатая ручная расшивка:

«Действия оперы строится на резких драматических контрастах. И Верди в своей музыке воплощает эти контрастные характеры персонажей замечательно и очень выпукло. Эту музыкальную драматургию хотелось отразить и в костюмах. Каждый наряд стилистически связан с яркими психологическими чертами героев, у каждого из них своя история, характер, своя тайна жизни. Современное трактование выразилось в использовании линий высокой моды», – объясняет мастер.

ATS00519.JPG

Какими предстали перед зрителем главные персонажи оперы?

ГЕРЦОГ МАНТУАНСКИЙ появляется в роскошном домашнем халате с необычным рукавами и высокой шляпой, похожей на корону. Костюм сшит из насыщенного синего бархата с богатым резным декором подбитый золотой парчой. Авторский головной убор подчеркивает высокое происхождение героя. В сценах со шпиками костюм – черный и более сдержанный: графические черные текстуры, матовая и полу глянцевая на рельефных ребрах камзола с декором из парчи благородного золотого цвета. воплощение короля Франциска I из пьесы Гюго «Король забавляется» вне всяких сомнений человек богатый, властный, влиятельный и величавый.

ATS00467.JPG

РИГОЛЕТТО – образ неоднозначный, противоречивый и, как и все шуты в классических произведениях, немного мистический. Идея костюма пришла сразу. Здесь как раз стали символичными четкие линии кованых парковых решеток, которые как будто сковывают по рукам и ногам героя, вынужденного исполнять подвластную и в какой-то мере унизительную роль шута при дворе беспринципного герцога Мантуи. «Риголетто» – заложник своего положения, вынужденный скрывать истинные эмоции и чувства. Многогранность личности героя подчеркивают символически выраженные в одеянии день и ночь, где темная сторона – это злая язвительность придворного шута и ярость мстителя, а светлая – нежность к своей любимой дочери. Готический стиль костюма подчеркивает высокая корона с острыми пиками, загнутыми, с одной стороны, символизирующая шутовской колпак.

Эскизы Оперы Ригаллето Пугачёв-2.jpg

ДЖИЛЬДА – юная и нежная девушка душевной чистоты и беззаветной преданности. Ее наряд, как и образ кардинально отличается от других персонажей. Романтику невинной юности определяют силуэт и небесный цвет платья. Своеобразный флер нимфы подчеркивают воздушные платья: нежное кружево и парящая юбка, покрытая летящей вуалью, деликатное мерцание страз в декоре платья героини.

ATS02763.JPG

Второй образ Джильды – девушка, которой пришлось повзрослеть, оставив позади мир сладостных мечтаний. Он, безусловно, не лишен романтизма, но выбранный автором цвет платья, ткань которого выкрашена эффектом деграде от светло-серого черный, отображает взросление героини. Серый цвет в эпоху позднего Возрождения был провозглашен цветом изящества, элегантности, благородства. Декор наряда на плечевом поясе, на талии, внизу платья и головной убор сделаны графичными из переплетенных бархатных кантов.

Эскизы Оперы Ригаллето Пугачёв-14.jpg

ГРАФ ЧЕПРАНО – нестандартный крой с отсылкой к классической архитектуре эпохи Ренессанса, в которой часто встречаются арочные галереи и террасы, символизирует вальяжность и богатство. Цвет костюма намеренно выполнен в глубоком изумрудном цвете в сочетании с благородным отливом золотистой парчи и знаковым декором на груди: бархатные шнуры в окружении рубеллитов и топазов вновь формируют фрагмент рисунка кованых ворот. Костюм графа дополняют высокая ассиметричная шляпа и бархатная обувь ручной работы.

Эскизы Оперы Ригаллето Пугачёв-4.jpg

ГРАФИНЯ ЧЕПРАНО – одна из многочисленных страстей герцога особа весьма привлекательная. Ее статусность выделяется на фоне других женщин на роскошном балу в резиденции герцога. Вдохновением по линиям декора и цветовой гамме для создания костюма стали природный камень малахит и кованные вензели дворцовых ворот Новосибирского театра оперы и балета, перенесенные на пышную юбку, лиф и рукава платья графини. А подложкой под ними стала ткань, выкрашенная эффектом деграде – от глубокого изумруда через малахитовую зелень в бирюзовую и зеленую лазурь в сочетании с изумрудным бархатом.

Эскизы Оперы Ригаллето Пугачёв-5.jpg

БОРСА – костюм придворного, персонажа импозантного и вальяжного, построен исключительно на ассиметричных линиях. Плащ-накидка с эффектом многослойности из бирюзового бархата с неординарным декором выложен золотистым крученым шнуром, жемчужной вышивкой и камнями. Колет из жаккардовой ткани также вышит жемчугом и стразами. Необычная стилизация головного убора подчеркивают запоминающийся образ героя.

Эскизы Оперы Ригаллето Пугачёв-6 (1).jpg

«На предложение главного режиссера НОВАТа Вячеслава Стародубцева стать художником по костюмам новой оперной постановки «Риголетто» Верди я согласился с огромным удовольствием. Новосибирский театр – настоящая архитектурная и культурная доминанта города. Сам театр активно развивается, живет новыми постановками и новаторским духом. Режиссер создал современную и динамичную театральную феерию. Да и весь коллектив театра был заряжен на высокий результат. Отдельно хотелось бы отметить необычайно высокий уровень профессионализма швейных, бутафорских и гримерных цехов театра, их безупречную организованность. Мне было очень комфортно работать в этой атмосфере творчества, созданного высокопрофессиональным коллективом. Уверен, зритель получит истинное эстетическое удовольствие от совместных усилий нашей творческой команды», – рассказывает Сергей Пугачев.

ATS02295.JPG

До конца жизни Верди считал «Риголетто» своей лучшей оперой: созданная за 40 дней в атмосфере тотального напряжения, она имела огромный успех, а знаменитое «Сердце красавицы склонно к измене» из арии Герцога запомнилась ни одному поколению театральных зрителей.

ATS02043.JPG

Для справки: Сергей Пугачев – основатель Дома Моды «Sergey Pugachev Fashion House» с 25-летней историей. Является членом международной общественной ассоциации «Союз дизайнеров», обладателем многочисленных премий и наград. 

WhatsApp Image 2024-08-06 at 12.31.38.jpegХудожник по костюмам оперы «Риголетто», модельер Сергей Пугачев

С 2017 года Сергей Пугачев создает костюмы не только для высокой подиумной моды, но и погружается в мир театральных постановок. В череде осуществленных проектов сценические костюмы для Государственного академического симфонического оркестра Санкт-Петербурга, для спектакля «Гранатовый браслет. Предвестие любви» (премьерный показ состоялся в Большом зале консерватории им. П. И. Чайковского). Им создавались новые интерьеры и стиль кукол-персонажей из часов в театре имени С. В. Образцова, эскизы к спектаклям «Слуга двух господ» по пьесе Карло Гольдони (Ступинский драматический театр), «Алисы в стране чудес» (Государственный академический Центральный театр кукол им. С. В. Образцова), «Рвущаяся нить» и «Балаган» ( московский Театр Мимики и Жеста) , балету «Легенда о Щелкунчике» (Нижегородский театра оперы и балета им. А. С. Пушкина).