Режиссер Сергей Афанасьев о форуме Союза театральных деятелей

Все культурный гид

RMN2jh1FUxE.jpg

Художественный руководитель Новосибирского городского драматического театра Сергей Афанасьев представил город на Форуме председателей региональных отделений Союза театральных деятелей (СТД) в Москве.

Цель форума – подготовка к празднованию 150-летия СТД в 2026 году, поддержка молодых театральных деятелей и взаимодействие регионов. Сергей Николаевич рассказал о форуме и поделился планами по развитию театрального сообщества в Новосибирске.

Речь на форуме шла о том, как важно объединить все регионы и работать в этом направлении. Были ли намечены первые шаги, построен план действий или все это только предстоит сделать? 

Союз театральных деятелей России, который раньше назывался Всероссийское театральное общество, был создан 148 лет назад, в 2026 году мы будем отмечать его 150-летие.

Головная организация этого союза находится в Москве, в каждом регионе существует местное отделение. Новосибирское отделение насчитывает 350 членов – это все работники наших театров: артисты, режиссеры, художники, помощники режиссеров, люди разных профессий. До недавнего времени было всего 78 отделений, сейчас уже 80, потому что в союз были приняты еще две организации – Донецкое и Луганское отделения. 

Союз насчитывает порядка 29 000 членов по всей стране, в декабре случились перемены в нашем союзе. На внеочередном съезде бывший председатель Александр Александрович Колягин сложил свои полномочия, и на его пост пришел народный артист России Владимир Машков. 

Владимир Львович начинает работу с нуля. Поэтому сейчас самое главное для него – разобраться во всем, что происходит. Для этого он и собрал форум региональных председателей Союза театральных деятелей. Я был одним из региональных членов. Я и председатель Донецкого отделения были приглашены на стартовую пресс-конференцию, которая состоялась в агентстве ТАСС. В ней также участвовала министр культуры Ольга Борисовна Любимова.

Эта пресс-конференция анонсировала форум, который проходил в течение 3-х дней в Москве. Что было основной задачей форума? Понять, что происходит в регионах. С каждого председателя была собрана вся информация, теперь она обрабатывается. После этого будет разработан план дальнейших действий. Я знаю, что разъехались председатели на подъеме и с большим энтузиазмом принялись за работу. Перезагрузка даст новые возможности, особенно молодым членам нашего союза и не только членам союза, но и молодым артистам и даже студентам. Что касается нашего отделения, то последние два года я посвятил разработке проекта, который называется «Чехов-институт».

В чем заключается смысл проекта «Чехов-институт»?

«Чехов-институт» – это программа работы нашего союза не только в масштабе Новосибирска, но и в масштабе Сибирского федерального округа и даже Восточной Сибири и Дальнего Востока. Здесь четыре направления: научная работа, образовательная и проектная деятельность и фестиваль.


Научная деятельность – это изучение традиций Сибирского театра, который берет начало еще с 1930-х прошлого века по всей Сибири и в Новосибирске. Это изучение опыта, обобщение этого опыта и рекомендации для работы наших современных существующих театров.


dZTIgmlc4PM.jpg

Что касается образовательной деятельности, это мастер-классы, театральная школа для молодых артистов со всего региона и из Дальнего Востока. Сейчас такая школа проводится в Москве. Но она одна, и принимает 100 человек в Звенигороде. Поэтому мы решили, что и в Новосибирске откроем такую школу. Мастеров будем приглашать также из столиц, и наши будут привлекаться, но будет больше возможности для людей из Восточной Сибири, из Красноярского края, из Хакасии, из Бурятии попасть к нам в школу. Тем более, что она будет не только летняя, как в Москве, а перманентная, зимняя, осенняя, весенняя. Кроме того, будут разовые мастер-классы, всевозможные семинары, коучинги по специальностям. Есть много театральных специальностей, которым нигде не учат, во всяком случае, в регионах. Это завпосты, бутафоры, декораторы, реквизиторы, осветители, звукорежиссеры. Мы предлагаем создать систему дополнительного образования или повышения квалификации для этих специальностей.

Также будет создан проектный отдел – это все, что касается самостоятельной работы молодых режиссеров и актеров. Мы будем объявлять грантовый конкурс, выдавать гранты на молодые работы, они будут показываться, и потом какие-то из театров пригласят их к себе.

У нас есть фестиваль в театральном институте, который называется «Гости из будущего». Наши молодые режиссеры, еще не закончившие институт, делают работы, предъявляют их на грантовый конкурс, получают грант – это всероссийский фестиваль. Мы хотим забрать его под свое крыло, потому что в институте сложно такое реализовать, там нет специальных людей и служб для организации фестиваля. После показа проектов и после того, как они будут куплены какими-то театрами, мы собираем театральный фестиваль Сибири и Дальнего Востока. Это большой театральный праздник, который включает в себя и уличный фестиваль, и всевозможные обучающие программы, встречи с творческими лидерами театров, мастер-классы, обмен опытом. 

Этот большой проект был услышан и министерством культуры РФ, и руководством нашего союза, Владимиром Машковым. Он очень ему понравился, и когда Машков был здесь с визитом как новый председатель СТД, он встречался с губернатором, они обсудили этот проект, который его тоже заинтересовал. Было принято решение поддержать этот проект, и сейчас создается новая организация – центр театрального искусства «Дом актера».

Как один из ведущих театральных деятелей Новосибирска и в целом Сибирского региона, какие изменения вы считаете необходимыми и полезными для достижения общей цели, сплоченности регионов?


В основе всего лежит позитивная созидательная идея. Если эта идея найдена, если она существует, то вокруг нее люди начинают объединяться.


Почему люди так стремятся в Москву? Москва – это город идей, там всегда можно реализовать свою идею или присоединиться к какой-то другой идее. В регионах с этим сложнее, и это объективно, не потому что у нас люди не способны генерировать какие-то идеи. У нас меньше возможностей для их реализации, меньше денег, меньше удобных локаций. Мы хотим эти структуры начать создавать.

Пока мы говорим о том, что наша идея – объединение усилий для того, чтобы возродить отечественный театр. Ни для кого не секрет, что последние десятилетия театр заблудился, он во многом стал подражать западному театру, причем не самому современному, а образцам восьмидесятых годов прошлого столетия, давно отживший театральный стиль и приемы вдруг стали у нас таким ноу-хау. 

umiBIqoY7HA.jpg


Конечно, здесь тоже есть хорошие спектакли, но мне кажется, что существующая система, существующий жанр театра «русский психологический театр» – у нас единственная в мире страна, где такой жанр существует.

Психологический театр – это душевный театр. Не случайно его основной формулой является «жизнь человеческого духа». Артист на сцене переживает, зритель в зале сопереживает, и эта вольтова дуга, которая их соединяет во время спектакля, она и высекает духовный рост наших зрителей, за этим люди и идут сюда. 


Зачем люди идут в театр? В наше время говорят, что «люди идут в театр для того, чтобы не сойти с ума от быта». Искусство – это гениальный подарок, это свойство человека отличает его от всех других живых существ на Земле, поэтому театральное искусство нужно не только поддерживать, его нужно развивать, и развитие театра – это наша основная идея, вокруг нее интересно объединиться всем. Мы надеемся, что это послужит поводом для объединения театральных деятелей.

Одной из тем форума была обозначена проблема молодых кадров. Ее только обсудили или предложили какое-то решение?

Забота о молодежи – одна из задач. Нужно, чтобы молодежь нашла применение сил в союзе. Скажем, молодежь приходит в союз и говорит: «А что это мне даст?». Мы вынуждены отвечать: «Ничего». Мы спрашиваем: «Что вы дадите союзу? Что вы дадите театру, городу, стране?».

Эта взаимная перепалка, она редко приводит к позитивным результатам, поэтому мы хотим, чтобы молодежь приходила к нам с идеями, и союз помогал их реализовывать. Для этого создается грантовый проект и образовательная школа. Но что такое «молодежь», в союз имеют право вступить молодые артисты или сотрудники театра после того, как они три года отработали в театре. Мы считаем, что это некая дискриминация молодых людей, и я предложил создать в союзе такой подсоюз СТД Юниор, то есть союз театральных деятелей Юниор, куда могли бы вступать не только молодые артисты, выпустившиеся из института, но и студенты, начиная с третьего курса. Они будут получать членские билеты, но не будут платить членский взнос. Члены СТД Юниор будут иметь право принимать участие во всех творческих программах союза, хотя не будут принимать участие в выборах.


Сейчас в союзе из 30 000 только 10% молодых людей до 35 лет, это 3 000 человек, крайне мало, то есть союз всегда был взрослым, даже пожилым. Но сегодня, с активизацией деятельности союза, приоритетом стала не помощь, а творческая работа, а это дело молодых. 


На форуме вы сказали, что удаленность отделений Союза театральных деятелей от столицы создает «провинциальный комплекс». Как вы видите решение этой проблемы?

Москва должна делегировать регионам больше прав и больше материальных ресурсов. Создание здесь центра театрального искусства как некоего форпоста в Сибири. Я предлагаю во всех семи федеральных округах создать такие форпосты, где они будут оттягивать на себя и ответственность за работу с театральными деятелями. Не все могут приехать в союз и решить свои проблемы или поучаствовать в проектах. Сейчас уже 80 регионов, а Москва одна. Поэтому нужно децентрализовать эту работу без какого-то ущемления интересов центрального отделения.

Y15SF4ATa_w.jpg


Я считаю, что это естественный комплекс, мы чувствуем себя провинциалами не потому, что мы находимся далеко от Москвы, а потому что у нас меньше возможностей для реализации. Я хочу, чтобы возможности у всех были равные, и тогда никаких комплексов у нас не будет, и для этого не надо будет всем ехать в Москву.


Планируете ли вы внутреннее собрание членов союза в нашем городе и регионе?

Конечно. У нас есть правление нашего отделения, и на его заседании мы как раз примем решение, когда соберем всех членов новосибирского союза, где я расскажу об итогах форума и о планах на будущее. Самый главный вопрос – наши достижения в области сотрудничества с государственными властями. Чтобы губернатор и правительство области, министерство культуры обратили внимание на наш союз, на то, что мы объединили наши усилия не только моральные, но и материальные. Например, у нас есть Дом актера, а у правительства есть деньги. Эти ресурсы надо объединить для того, чтобы шла работа, которая направлена на процветание нашего города, она делает наш город лучше, интереснее, расширяет его возможности.

Кроме того, у нас будет закрытие сезона 1 июля, в нашем театре пройдет городской конкурс «Поют драматические артисты». Мы каждый год закрываем им сезон.

Вы также обсуждали 150-летия Союза театральных деятелей. Может ли житель Новосибирска ожидать каких-то новых интересных форматов, проектов?

Мы собираемся провести большой театральный фестиваль, местный форум, может быть, и всероссийский, как было в 19-ом году, в год театра. По всем семи округам прошли театральные форумы, где собирались все представители федерального округа и московские представители. Хотим сделать так, чтобы на какое-то время, на время празднования юбилея, Новосибирск превратился в город-театр. Это будет фестиваль уличных, любительских, профессиональных спектаклей, и день открытых дверей в театрах, и всевозможные встречи с театральными деятелями в любых форматах, и в онлайн-формате на разных площадках, локациях города. Программы конкретной пока нет, у нас есть еще два года. Я думаю, что Новосибирск почувствует очень серьезно празднование этого события – 150-летие Союза театральных деятелей или общества взаимопомощи, которое было создано 150 лет назад в России.

Фото: ТАСС