Вдохновение улицы: творческое наследие Геннадия Арбатского

Все культурный гид

Геннадий Арбатский.JPG

Мы встретились с Татьяной Прокопьевной Арбатской, женой художника-архитектора Геннадия Петровича Арбатского. Татьяна Прокопьевна рассказала о личности Геннадия Арбатского, о мотивации и наследии, о личной привязанности Арбатского к улице и о знаковых работах, таких как дворы «Гулливер» и «Алиса», столбы у магазинов и других. 

Татьяна Прокопьевна Арбатская

В этом году исполнилось 70 лет с момента присвоения улице имени Богдана Хмельницкого. Прогуливаясь по этой улице, невозможно не вспомнить Геннадия Арбатского – художника-архитектора, который создал ее неповторимый облик. Расскажите, пожалуйста, что здесь можно посмотреть?

Те, кто бывает на улице Богдана Хмельницкого, в первую очередь обращают внимание на то, что на ней сосредоточено очень много скульптур, тумб и дворов. Произошло это потому, что Геннадий родился на этой улице в 1953 году и прожил здесь 61 год. 


Геннадий и Татьяна Арбатские, 1977 год (фото из личного архива Т. П. Арбатской)

В какой-то момент встретились два человека, которые оказались нужны друг другу. С одной стороны, это Игорь Евгеньевич Бартошевич, который на тот момент был директором ЖКУ НЗХК (Жилищно-коммунального управления Новосибирского завода химконцентратов). Он был неравнодушен к «Богданке» и занимался ее благоустройством. И с другой стороны Геннадий – архитектор по образованию, закончил в Сибстрине архитектурный факультет и работал в проектном институте, а также в то время был главным архитектором Калининского района. Геннадий решил архитектурно внести свой вклад. 

Игорь Бартошевич предложил Геннадию Арбатскому создать мастерскую и набрать людей, дал помещение, оборудование, и все сложилось. Первая работа – это двор «Гулливер» (1982–1983 гг.), следующий двор «Алиса» и потом столбы у магазинов, тумбы. За 10 лет появились все объекты и дворы, которые уже 40 лет радуют жителей «Богданки», города и гостей Новосибирска.


Двор «Алиса» (фото из личного архива Т. П. Арбатской)


Двор «Алиса» сейчас (фотограф А. Чердаков)

Геннадию часто задавали вопрос, почему он делал все на улице. Про улицу он отвечал: «Потому что родился на этой улице, жил здесь, любил ее, и это было востребовано». Вот такой оставил он след. Как говорят, наследил на улице.

С чего начинался проект первого двора «Гулливер»? Как создавался макет двора? Кто работал над этим проектом?

Первый, единственный и самый золотой состав мастерской, ими были сделаны все работы: Геннадий Арбатский – директор, создатель мастерской, Зотеев Александр, он был главным художником ДК им. Горького и сотрудничал с мастерской, Владимир Матуль, Василий Нефедов, Анатолий Пономарев и Сергей Аксенов – это архитекторы-художники, а инженер-конструктор Михаил Курлов. Готовились макеты, сначала в малом масштабе, потом побольше, и по итогу в реальном масштабе показывались на месте, где и будут расположены. Под итоговый макет выделялись материалы для работ. 


Геннадий Арбатский и коллеги (фото из личного архива Т. П. Арбатской)

Это была долгая и тщательная подготовка. На открытии были школьники и взрослые. Там, где сейчас клумба во дворе «Гулливер», работал фонтан. Время и погодные условия разрушили некоторые первоначальные элементы во дворах, но первые 20 лет они простояли.

Почему художник выбирает для своих работ именно бетон?

Началось все с «Гулливера», но там использовались и дерево, и бетон. Центральная часть – фонтан и пилоны с цифрами – это как часы. Объект так и назывался «Часы». 


Двор «Гулливер» (фото из личного архива Т. П. Арбатской)


Двор «Гулливер» сейчас (фотограф А. Чердаков)

Когда объект создавался и начали ставить бетонные плиты, жители задавались вопросом, как на детской площадке может использоваться бетон. Геннадий отвечал, что бетон и металл – это вандалоустойчивые материалы, они будут стоять веками. Конечно же, так и получилось. Дети и взрослые ничего не могут сделать с бетоном, но снегоуборочная техника за зиму сворачивает бетонные кубики, которые расположены вдоль улицы.

Еще, например, установили новое бетонное яйцо, потому что старое разрушили техникой, когда строили жилой комплекс.


Яйцо, установленное в 1980-е годы во дворе дома №35 на ул. Богдана Хмельницкого (фото из личного архива Т. П. Арбатской)

Когда работала мастерская «Красная Горка» от НЗХК, поступали заказы на тематические украшения праздников. Расскажите об этом опыте работы в жизни художника.

Это уникальный случай. Сквер на 25 лет Октября имеет две зоны на одной и другой стороне улицы. На одной стороне есть памятник солдату-воину. К 40-летию Победы в мастерской заказали сделать временное праздничное оформление, но Геннадий сделал так, что оно стоит до сих пор: военные ордена на конструкциях из металла с покраской и ордена из пенопласта, покрытые эпоксидкой. Когда прошло празднование, убирать их не стали. Геннадий спрашивал, когда демонтировать и увозить, на что ему сказали оставить, чтобы еще постояло. 

В новый год, с 1982 на 1983, напротив «Космоса», где сейчас проходят ярмарки, стояло новогоднее украшение, сделанное в мастерской. Впервые Геннадий применил новую технику в работе и использовал пенопласт.


Работа в мастерской (фото из личного архива Т. П. Арбатской)

Удивляясь, что все художники мерзнут на улице, делая ледяные скульптуры, он предложил сделать все в мастерской и в тепле. Они были первооткрывателями. Они сделали все фигуры из пенопласта и потом смонтировали это так, что никто даже подумать не мог, что это пенопласт.


Пенопластовые новогодние фигуры (фото из личного архива Т. П. Арбатской)

Почему каждая фигура на улице тематическая?

Все спрашивают, почему там «Колос», а там «Ворона». В советские времена там были магазины, и они не менялись, сколько бы времени ни прошло. Например, там, где стоит «Ворона», был известный молочный магазин «Молоко». Поэтому там ворона с сыром. 


«Ворона» на улице Богдана Хмельницкого. (фотограф А. Чердаков)

Единственное соответствие, которое сохранилось, это «Айболит» у аптеки. Даже если она меняла наименования и принадлежность, там всегда была аптека. 


«Айболит» на улице Богдана Хмельницкого. (фотограф А. Чердаков)

Там, где «Колос», был очень известный на Богданке хлебный магазин, «Кот в сапогах» – обувной магазин, «Клубок и спицы» – трикотаж, и за поворотом «Яблоко» – овощной. 


«Колос» на улице Богдана Хмельницкого (фото «Культура Новосибирска»). «Кот в сапогах» на улице Богдана Хмельницкого (фотограф А. Чердаков)


«Яблоко», «Клубок и спицы» на улице Богдана Хмельницкого (фотограф А. Чердаков)

Там, где стоит «Поэт», был шикарный книжный магазин, в который приезжали жители со всего города. Он занимал почти весь первый этаж, выходящий на Богданку и на сквер 25 лет Октября. 


«Поэт» на улице Богдана Хмельницкого (фотограф А. Чердаков)

Рядом с ДК им. Горького – это «Арлекин», а с другой стороны – «Музыкант».


«Арлекин», «Музыкант» на улице Богдана Хмельницкого (фотограф А. Чердаков)

Чем вдохновлялся Геннадий Арбатский, когда создавал образ этой улицы? 

Геннадий в первую очередь архитектор, но у нас преподавали в институте и живопись, и скульптуру, и акварель, и рисунок, готовили очень творческих людей, поэтому он был и художником. Придумал, собрал команду и они все это воплотили в жизнь. Команда на все руки мастера, все делали сами, идеи придумывал он, рисовал эскизы, а потом макеты уже делали вместе, сначала в небольшом масштабе, потом в натуральную величину из толстого картона и после уже в материале.

Впервые идея зародилась, когда он был в Прибалтике (1972–1973) на акварельной практике. У студентов, которые учились на архитектурном, после второго курса была акварельная практика и их возили для изучения объектов архитектуры по разным местам: Прибалтика, Золотое кольцо. Наша группа была в Узбекистане. Там они изучали объекты и рисовали акварельные работы. 

Геннадий был в Прибалтике, в Таллине. В старом центре очень много объектов. Вместо табличек с названиями было много скульптурных элементов, и на консолях, и просто скульптуры на фасадах. Не просто табличка, а интересные объекты. Он увидел это в натуре и у него это отложилось в памяти. Когда зашел разговор про улицу, ему дали полную творческую свободу и он стал воплощать свои идеи.