Гоголю 215: история и спектакли в театрах Новосибирска

Все история

В канун дня рождения писателя вспоминаем о главных произведениях, вечных образах и влиянии его имени на формирование вековой культурной среды.


Отец Николая Гоголя, будучи жителем села Сорочинцы, писал пьесы для домашнего театра. Воспитывая мальчика, поддерживал его интерес к сочинительству. С ранних лет Гоголь учился стихосложению, гимназистом служил в ученическом театре, затем переехал в Петербург, где его творчество обрело новые контуры и признание среди широкой аудитории.

Автор «Мертвых душ» увлекался мистицизмом, и свои сны, фантазии и страхи воплощал в будущих работах. Поначалу сложный характер Гоголя задевала критика. Поэма «Ганц Кюхельгартен», опубликованная под псевдонимом В. Алов, вскоре была выкуплена им полным тиражом и сожжена. 

1080x.jpeg

Спустя время, в 1831 году, Николай Гоголь выпустил под своим именем повести из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки», которые были хорошо приняты читателями и писательским сообществом.

Свои рецензии на публикации автора писал и Александр Пушкин: «Сейчас прочел «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!.. Все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе…».

2991812x.jpg

Будущие произведения Гоголя – повести «Портрет», «Нос» и «Шинель», пьесы «Ревизор» и «Женитьба», поэма «Мертвые души», – увидев свет, не только снискали должную поддержку, но явились ориентиром в формировании культурной среды по всему миру. По ним и в наши дни создаются новые театральные постановки, снимаются большие кинокартины. 

Гоголь стал именем нарицательным, символом актуального фольклора, но до сих пор остается человеком-загадкой. Его взгляд преломляется во времени, где каждому в этой вселенной есть место для интерпретаций злободневных сюжетов и сказочных мистерий.

960x690_noncrop.jpg

На театральной сцене Новосибирска зрителей знакомят с новыми нестандартными постановками и привычными сюжетами в историях Гоголя. 

«История одного человека». Театр «13 трамвай». 12+

Трогательная вариация на тему гоголевской «Шинели» повествует о судьбе чиновника, «служившего в одном департаменте», раскрывает жизнь «маленького человека» с его заботами, радостями, страхами, желаниями и мечтами.

Спектакль – лауреат XXIV фестиваля-премии «Парадиз-2010» в номинации «Приз зрительских симпатий».

ул. Дуси Ковальчук, 179/2

960x690_noncrop (1).jpg

«Игроки». Театр «Глобус». 16+

Изысканная трактовка классического произведения. Его главный герой – шулер-профессионал Ихарев, в попытке обмануть таких же карточных мошенников, как и он сам, попадается на удочку и остается «в дураках». Всему виной колода карт – роковая и обольстительная Аделаида Ивановна!

ул. Каменская, 1

960x690_noncrop (2).jpg

«Сорочинская ярмарка». Театр «На левом берегу». 12+

Богатый селянин Солопий Черевик едет на знаменитую Сорочинскую ярмарку продавать пшеницу. Вместе с ним туда отправляется и его семья: сварливая жена Хивря и красавица дочка Парася. Правда, люди поговаривают, что хорошей торговли ждать не приходится – ей мешает живущая в старом сарае на краю Сорочинской ярмарки нечистая сила. 

ул. Вертковская, 10

1080x.jpg
Кадры из фильма «Женитьба», 1977 год

«Женитьба». Новосибирский драматический театр. 6+

НДТ представляет классическую пьесу с присущим Гоголю гротеском и озорством. Виртуозная игра актеров, невероятный каскад юмора. Страх, сомнения, жадность, малодушие становятся красками, которыми автор рисует портреты героев, чьи пороки не потеряли своей актуальности и по сей день.

ул. Серебренниковская, 35

1440x0_14935b3d5998f27982978d8d7917afe3.jpg

«Мертвые души». Театр «Красный факел». 18+

Режиссер Андрей Прикотенко работает с устойчивыми мифами о персонажах. Герои этого театрального сюжета едва ли будут отвечать хрестоматийным представлениям о них. Кем же окажется Чичиков среди этих усталых интеллигентов, сибаритов и философов, и куда занесет его птица-тройка?

ул. Ленина, 19

1440x0_0a60ee3d4edb5f5cb6e5a8ec45f805d0.jpg
На обложке: Портрет Николая Гоголя, Федор Моллер, живопись, 1840-е

Мария Белоногова